Промысел енотовидной собаки, норки, нутрии, бобра
Акклиматизация енотовидной собаки оказалась успешной, и вид у нас широко расселился, а в последние годы проник на запад, даже до Чехословакии, Германии, где его появление встретили с вполне обоснованной тревогой, так как к этому времени выяснилось, что в районах преобладания спортивной охоты «енотовидна» показала себя как злейший враг пернатой дичи, разоряющий гнезда уток, гусей, куропаток, фазанов, тетеревов, рябчиков и др.
Кроме того, ее появление активизировало природные очаги бешенства (основными носителями его вируса служат дикие виды семейства собак). Вместе с тем во многих областях средней полосы европейской части число добываемых за сезон шкурок енотовидной собаки нередко превышает число лисьих по суммарной ценности и занимает в заготовке первое место.
На Дальнем Востоке, в Сибири и в европейской части Союза уже идет промысел недавно акклиматизированной норки (Mustola vison), более ценной и крупной, чем европейская норка (Mustela lutreoola). К сожалению, в районах, расположенных к западу от Урала, американская норка быстро уничтожает европейскую, что необходимо остановить, усилив отлов все-ленца. Другое дело в азиатской части страны, где экологически близкие виды отсутствуют и появление нового представителя семейства куниц обогащает фауну пушнопромысловых видов, не нанося значительного ущерба местным формам.
В Азербайджане, Киргизии и Белоруссии успешно акклиматизирован американский енот (Procion lotor), но экономические результаты этого мероприятия еще неясны.
Опыты вольного разведения нутрий даже на юге Средней Азии и в Закавказье кончились неудачей, так как эти крупные грызуны, как уже было отмечено выше, не переносят зимовки на замерзающих водоемах. Все же нутрия сохранила свое значение как объект клеточного и полувольного разведения.
С большим успехом осуществлены работы по восстановлению численности и расселению речного бобра. Это вид, находившийся у нас в предреволюционные годы под угрозой полной гибели, в советский период был спасен благодаря тщательной охране в специально созданных заповедниках — Березинском, Воронежском, Кондо-Сосьвинском. Из заповедников небольшие партии производителей были доставлены на водоемы других охраняемых территорий — в Лапландский, Хоперский, Печоро-Илычский, Окский и другие заповедники, где бобры были полностью уничтожены еще много десятилетий тому назад, и которые в свою очередь послужили очагами для дальнейшего естественного и искусственного расселения этих ценных животных. К настоящему времени поголовье бобров и районы, занятые ими, увеличились в сотни раз; местами уже разрешен отлов их на шкурку. В южных районах Сибири и в Казахстане был акклиматизирован заяц-русак; на Урале и в европейской части России были проведены успешные опыты по акклиматизации марала и пятнистого оленя, хорошо идет восстановление поголовья зубров, вывезенных из Беловежской пущи в Приокско-Террасный, Кавказский и другие заповедники.