Еж, крот и выхухоль
Ежи, обладающие своеобразной способностью защищаться тем, что свертываются, превращаясь в колючий шар, приносят пользу поеданием насекомых, грызунов; ловят они также и ящериц, змей, лягушек, разоряют наземные гнезда птиц. Это единственные из наших насекомоядных, которые впадают в зимнюю спячку.
Крот, широко распространенный в лесной и лесостепной полосах Союза и на Кавказе, — роющее подземное животное, все строение которого замечательно приспособлено к такой жизни: тело его брусковидное, с заостренной клином головой, короткими, но мощными передними лапами, вооруженными сильными когтями, густым бархатистым мехом без ворса; крошечные глаза имеют недоразвитые зрительные нервы, а ушные раковины совсем отсутствуют.
Выхухоль, живущая только у нас в бассейне Волги и Дона, — водное животное. Густой мех ее не пропускает воду, большие задние конечности, обрамленные щеткой из упругих волос, и сжатый с боков, покрытый чешуей хвост служат органами быстрого, ловкого плавания. Живет в глубоких норах, выходное отверстие которых располагается под водой. Высоко ценится как пушной зверек, но добыча сейчас запрещена.
Отдельные группы насекомоядных обнаруживают замечательную конвергенцию с грызунами; так, землеройки похожи на мышей, кроты — на слепышей, ежи — отчасти на дикобраза, африканские прыгунчики (Мас-roscelidae), скачущие на одних задних ногах, — на тушканчиков, а древесные южноазиатские тупайи (Tupajidae) — на белок). Положение Tupajidae в системе не вполне ясно; некоторые зоологи с одинаковым основанием относят их не к насекомоядным, а к отр. Primates.