Относительно долин средних, крупных и многих малых рек можно заключить, что естественная гологенетическая сукцессия, сопровождающаяся частичной мезофитизацией долгопоемных черноольшаников, иногда возможна там в переработанной пойме, если в нее попадет старое межгривное понижение с обводненным ольшаником, где уровень дна будет выше уровня дна современного русла, а перемычка, затрудняющая поверхностный сток воды, будет размыта.
При этом черноольшаник сначала будет в межень подвергаться осушению и может успеть мезофитизироваться до какой-то степени, но впоследствии с большой вероятностью будет разрушен боковой эрозией. Видимо, подобные естественные мезофитные черноольшаники никогда не могут занимать в пойме значительные площади. А черноольховые леса в понижениях унаследованной поймы, скорее всего, трансформируются в ходе гологенетической сукцессии (по мере врезания русла реки) в более или менее заболоченные леса на террасах.
В некоторых работах (Барабаш и др., 1987) описано сплошное распространение заболоченных ольшаников в притеррасной топографической части поймы (по Дмитриеву, 1904; Шенникову, 1941) и высказана мысль, что из любых пойменных лесов в ходе сукцессии формируются такие ольшаники, так как эта часть поймы - геоморфологически самая старая.
Следует сказать, что распространение заболоченных сообществ по всему поперечному профилю поймы характерно для пойм малых и самых малых рек с небольшим падением русла и слабой эрозионно-аккумулятивной деятельностью, где гривистый рельеф выражен слабо, а территория в целом не очень высоко поднята над уровнем грунтовых вод и заболочена. В такой обстановке на всей территории поймы затруднено поселение мезофильных видов деревьев и кустарников, поэтому ивово-черноольховые сообщества формируются в ходе первичной сукцессии изначально.
Если же аккумулятивная деятельность и поперечные смещения русла достаточно выражены в речной долине, что бывает на средних реках и даже на ряде малых рек, то внимательные исследователи обязательно отмечают в поймах гривы, занятые мезофильной лесной растительностью, в том числе поблизости от террас (Ганешин, 1927; Шилов, 1971; Титов, Печенюк, 1990). Если бы леса на этих гривах не подвергались рубкам, то, вероятно, внедрение в них ольхи было бы очень незначительно.