В конце 30-х годов XX века на заповедной территории проводится опыт интродукции древесно-кустарниковых экзотов с целью “обогащения и улучшения лесов заповедника” (Голицын, 1947).
В настоящее время 5,9 га заняты культурами лиственницы, 2,5 га - культурами ели, кроме того, найдено более 40 видов деревьев и кустарников, чуждых местной флоре. Большинство этих видов - результат сознательного заноса. Высокие натурализационные способности проявляют Acer negundo, Robinia pseudoacacia, Fraxinus lanceolata, Amelanchier spicata, Sambucus racemosa (Стародубцева, 2000).
Долгое время одной из основных задач заповедника считалось сохранение диких копытных. Подкормка и другие биотехнические мероприятия в сочетании с созданием лесных культур (дополнительной кормовой базой для животных) привели к чрезмерному возрастанию численности копытных. По этой причине в 60-70-е годы XX века стала сокращаться численность подроста и снизились темпы демутационных смен (Семенов, Лихацкий, 1989). Меры по регулированию численности копытных, которые осуществлялись с середины 70-х годов, обусловили усиление демутационных процессов к настоящему времени.
В результате анализа исторических данных можно следующим образом представить основные тенденции сукцессионных процессов на примере изменения позиций ведущих лесообразователей на заповедной территории в течение двух последних столетий.
Сосна обыкновенная. Сохранившаяся к началу XIX века лишь в немногих местах и в небольшом количестве сосна обыкновенная начала энергично расселяться по территории. Однако, имея малое число очагов возобновления, она некоторое время медленно осваивала новые площади, последовательно занимая II, III, а позже IV надпойменные террасы. Значительное увеличение произошло только в семидесятых годах XIX столетия. Для сосны характерно было рассеянное внедрение в большинство заселяемых ею площадей и последующее “сгущение” путем роста появившихся деревьев и многократного повторного обсеменения этой площади (Скрябин, 1949). Нарастание площадей сосны, временно остановленное в 40-х годах XX столетия разрушением сосняков сосновой пяденицей и рубками 1930-1935 годов, затем возобновилось. Естественным путем сосняки сформировались, главным образом, на свежих глубоких песках второй и третьей надпойменных террас и на влажных песках третьей и четвертой террас реки Воронеж. Наиболее сложно шло зарастание сосной послепожарных вейниковых пустошей и редин высокого уровня второй надпойменной террасы с глубокими бедными песками. Распространению сосны на более богатых почвах препятствовала конкуренция со стороны лиственных пород и густого напочвенного покрова. Интенсивные посадки в 1908-1915 и 1928-1935 годах привели к значительному увеличению площади сосняков за счет участков, где естественное возобновление было затруднено.