Листья тростника, как флюгер на метеорологической станции, повернуты хвостиками по ветру. Тли всегда располагаются к ветру головой с хоботками, вонзенными в ткани растения. Так крепче, не сдует в воду.
Верхняя сторона растений слегка вогнута, в ней как в лодочке, да и не так опасно, ведь другой трепещущий от ветра листик не сбросит тлей, а будет скользить по бортам.
Рано утром я выбираюсь из полога и, не надевая обуви, бреду в воду, вынимаю из нее пучок тростника с тлями. С растений легко сбегает вода, лишь кое-где задержались росинки, и в них отражается восходящее солнце, синее Соленое озеро и редкие розовые облака на небе. Все тли сухие, они живы и здоровы. У них, оказывается, удивительнейшая несмачиваемость, вот и открылся еще один их секрет. Как бы узнать, отчего она зависит, да использовать на нужды человека...
Прошло много лет со времени моей встречи с пушистой тростниковой тлей. Как-то, встретив знакомого энтомолога, я спросил, чем он сейчас занимается.
Он, оказывается, изучает тростниковую тлю. Она считается видом, который в течение своего развития меняет растения. Сначала тля развивается на тростнике, потом переселяется на сливу. И так каждый год. Нам кажется, что этот вид может развиваться без смены хозяев, так как обитает в таких местах, где на многие сотни километров нет тростников.
Я спрашиваю своего знакомого, почему эта тля называется «опыленной». Он возражает мне, как и множество других ученых, что не обязательно каждый морфологический признак имеет какое-либо жизненное назначение, поэтому часто необъясним!
Тогда я рассказал ему про свои опыты с этой тлей. Кстати, она еще называется «опыленной сливовой». По-видимому, первичным растением, на котором развивалась тля, был все же тростник. Здесь опушение имело большое значение для защиты от воды. Слива же стала вторичным хозяином. У тлей смена растений явление частое. На сливе опушение уже не имело того значения, как при жизни на тростнике. Так что, в известной мере, энтомолог оказался прав, тем более что интересовался он этой тлей только как практик и изучал ее на сливе.