Черная помпила. Часть 2
Целых полчаса продолжается путешествие, вместе с осою пройдено около ста метров. Наконец, оса взмыла в воздух, мелькнула темной точкой на небе и унеслась за гребень далекого бархана. С недоумением, я провожаю ее глазами. Приходится ни с чем возвращаться к норе за вещами. Пожалуй, следует лечь возле норы поудобнее и приготовиться к ожиданию.
Проходят долгих и томительных два часа. Оса не появилась.
Вечером я иду по своим полузасыпанным ветром следам и разыскиваю норку. Она по-прежнему пуста. Как объяснить странное поведение осы? Обычно, помпилы готовят норку только когда найдут и парализуют добычу.
Начинаю размышлять, и тогда во мне заговаривают два противника. Один - оптимист. Он легко строит догадки и готов поверить в каждую из них. Другой - пессимист, он опровергает домыслы оптимиста, как не подтвержденные точными доказательствами.
- Все же оса-помпила вначале выкопала норку, а потом отправилась искать добычу. Бывают же исключения даже в самых строгих правилах, - размышляет оптимист.
- Нет, это невозможно, - возражает пессимист. - Обычно помпилы готовят норку только когда парализуют добычу, иначе может оказаться, что добычи нет поблизости.
- Но тогда, наверное, оса стала готовить слишком далеко от добычи норку и на обратном пути заблудилась.
- Зачем же далеко готовить норку, когда всюду песок и можно везде заниматься строительством.
- И все же, пока оса волокла добычу, хотя бы даже издалека, ее мог кто-нибудь уничтожить.
- Кому нужна невкусная оса, да еще и вооруженная жалом. Ей бояться некого. Не зря она носит такую заметную в пустыне черную одежду.
- Не могла же оса рыть норку ради развлечения, от избытка сил и здоровья. Тем более, в прохладную погоду. Может быть, это была просто своеобразная тренировка.
- Тренировка хороша лишь та, которая легко достается. А тут потрачено столько сил. Кроме того, оса, прежде всего, рационализатор и за свою короткую жизнь не станет делать ничего лишнего. Экономия сил - главный закон всего живого.