Историческая справка
Николль, обосновавший род Xenopera Nicoll, 1915, указал на то, что положение этого рода в системе трематод чрезвычайно неопределенно. В нем имеются некоторые признаки, сближающие его с представителями Hemiuridae, однако наряду с этим Xenopera характеризуется такими особенностями, которые никоим образом не дают права относить его к упомянутому семейству.
Похе (1925) сделал попытку сравнить структуру рода Xenopera с таковой других представителей Hemiurida Dollfus, 1923, в результате чего пришел к выводу о необходимости обосновать для него самостоятельное семейство Xenoperidae Poche, 1925, которое он включает в наднадсемейство Hemiurida Dollfus, 1923.
«Сравнение признаков Xenopera и Hemiurida,— говорит Похе,— показывает бесспорную принадлежность этого рода к наднадсемейству Hemiurida, если не говорить об экскреторном пузыре, который у Xenopera не изучен. Гроздевидное строение желточников является несвойственным Hemiuridae признаком. Кроме того, значительная часть семенного пузырька лежит внутри половой бурсы, что никогда не наблюдается у Hemiuridae; внутри бурсы лежит также простатическая часть, тогда как у всех Hemiuridae половая бурса вообще отсутствует. Николль подчеркивает также обратное положение семенников и яичника. Наконец, отсутствует как семяприемник, так и лауреров канал, тогда как у Hemiuridae всегда существует либо тот, либо другой.
К Azygiidae род Xenopera тоже не может быть отнесен, так как отличается своей субцилиндрической формой тела, длинным, трубчатым половым синусом, положением семяизвергательного канала, простатической части и семенного пузырька позади брюшной присоски, а также тем, что женские протоки направлены от яичника назад, до заднего конца тела, а лауреров канал отсутствует. Кроме того, у Azygiidae половая бурса заключает в себе весь семенной пузырек, а у Xenopera лишь меньшую часть его. Поскольку Xenopera не может войти ни в одно из существующих семейств, приходится создавать для него отдельное семейство» (Poche, 1925).