Переход к паразитированию в конечных отделах пищеварительной трубки не мог осуществиться без параллельного усиления фиксаторного аппарата, ибо периодические акты дефекации создают неблагоприятные условия для удержания здесь форм со слабо развитым фиксаторным аппаратом.
Подобное усиление фиксаторного аппарата мы и наблюдаем у видов рода Episthmium; проявляется оно в мощном развитии кутикулярного вооружения, представленного плотной щеткой длинных кутикулярных шипов, покрывающих почти всю поверхность тела гельминта.
У видов рода Echinochasmus, обитающих обычно в тонком отделе кишечника, плотность и относительная длина кутикулярных шипиков значительно меньше и, кроме того, кутикуляриое вооружение их, как правило, ограничивается передним концом тела, редко доходя до уровня переднего семенника.
Виды рода Episthmium характеризуются также и некоторыми особенностями анатомо-морфологического порядка. В частности, в пределах рода Echinochasmus мы не имеем ни одного представителя, у которого желточники доходили бы до уровня переднего края брюшной присоски, тогда как у всех видов рода Episthmium желточники не только переходят за переднюю границу брюшной присоски, но и занимают медианное поле впереди нее, нередко достигая уровня фаринкса или даже адорального диска.
Перечисленные особенности видов рода Episthmium являются, по нашему мнению, достаточно убедительными для восстановления родовой самостоятельности этого рода.
Что касается видов Episthochasmus, то мы полностью разделяем мнение Вашкировой о спорности и несостоятельности его родовой самостоятельности и, следуя за ней, оставляем его в ранге подрода. Однако мы не можем согласиться с указанным автором о включении подрода Episthochasmus в род Echinochasmus, так как по степени развития желточников и по характеру кутикулярного вооружения Episthochasmus стоит ближе к роду Episthmium, чем к Echinochasmus».
Резюмируя вышесказанное, Шигин приходит к следующим выводам:
1. Род Episthmium Luhe 1909 имеет достаточно оснований для восстановления его родовой самостоятельности. Данный род включает в себя два подрода: а) подрод Episthmium (Luhe, 1909) Baschkirova, 1941 и б) подрод Episthochasmus (Verma, 1935) Baschkirova, 1941.
2. Род Echinochasmus Dietz, 1909 также объединяет два подрода:
а) подрод Echinochasmus (Dietz, 1909) Baschkirova, 1941 и б) подрод Monilifer (Dietz, 1909), Baschkirova, 1941» (Шигин, 1955).
Авторы настоящей монографии придерживаются точки зрения Башкировой (1941).