В результате подобной структуры яичник и семенники слабо и однотонно прокрашиваются и оказываются плохо различимыми.
Структура желточников сохраняется лучше, но и у них отмечается много вакуолизированных клеток. Петли матки, вернее, их стенки, сильно растянуты и совершенно свободны от яиц. В паренхиме червя, ближе к боковым поверхностям его, отмечается такой же цитолитический процесс с образованием дефектов тканей, нередко весьма крупных.
Описанная выше структура паразита является, по-видимому, результатом прекращения половой деятельности половых желез с последующим их увяданием, выражающимся в лизисе. Вслед за этим происходит и полное опорожнение матки, а затем, по-видимому, и гибель самого паразита. На подобное явление «старения» паразита обратил внимание еще Вальтер (Walter, 1894) у Deuterobaris proteus (Brandes, 1891) — паразита морской черепахи. У этого паразита Вальтер наблюдал дегенерацию семенников и яичника и распад паренхимы.
Несколько позже Офенгейм (Ofenheim, 1900) описал подобную же картину у Anaporrhutum albidum Ofenheim, 1900 — паразита ската. Однако Лoocc (1894) высказал мнение, что Вальтер принял молодых паразитов с недоразвитыми половыми органами за состарившихся. В соответствии с моими наблюдениями над крупными по размеру паразитами, которых никак нельзя причислить к молодым, равно как и по сильно развитой, но свободной от яиц матке, не обходимо признать, что выводы Вальтера и Офенгейма были совершенно правильны.
Помимо только что описанного явления дегенеративного характера у Ph. (Cat.) pawlovskii (Zmeev, 1936), мне еще пришлось наблюдать несколько случаев, по-видимому, индивидуальной изменчивости в форме тола и отчасти строения желточников и присосок у этих червей. Так, например, у паразитов длиной в 3—4 мм, найденных у Liocassis brashnikowi, форма тела в задней его части оказывалась более узкой, а желточные ветви более тонкими, чего не наблюдалось у паразитов такой же величины в 3—4 мм от Liocassis ussuriensis и Pseudobagrus fulvidraco.