М. Т. Клейнбок (1949) следующим образом подытоживает свои патоморфологические наблюдения:
Животные вместе с кормом заглатывают личиночную форму паразита — церкарий. Из двенадцатиперстной кишки по вирсунгианову протоку церкарии пробираются в мельчайшие внутридольковые протоки, где и локализуются.
В ответ на наносимое ими раздражение имеет место пролиферативная реакция стенок протока. Она складывается из гипертрофии слизистой оболочки, соединительнотканного и мышечных следов, гиперплазии железок и инфильтрации стенки протока эозинофилами, плазматическими и лимфогистиоцитарными клетками. По мере роста личинки она перемещается в протоки большого калибра, об этом свидетельствует наличие резко выраженных пролиферативных изменений в мелких внутридольковых капиллярах при отсутствии в них личиночных форм паразита. В более крупных междольковых протоках паразитируют половозрелые формы паразита.
При сильной инвазии поджелудочной железы главный выводной проток и его более крупные ветви бывают полностью заполнены паразитами. Вследствие этого стенки протока растянуты и в них развивается атрофия от давления.
Морфологические изменения, естественно, не ограничиваются протоками. Выраженная деструкция имеет место как в зимогенной, так и в эндокринной тканях железы. Эти изменения обусловливаются двумя механизмами. Затруднение оттока панкреатического сока, вследствие закупорки выводных протоков, приводит к просачиванию сквозь стенку протока накапливающегося секрета. Последний вызывает самопереваривание тканей железы, проявляющееся некробиотическими изменениями в паренхиме. Некробиотические изменения одновременно происходят и в островках Лангерганса. На описанные некробиотические изменения железа отвечает регенераторным процессом. Регенераторные явления мы наблюдаем в островках Лангерганса (гиперплазия эпителия) и в тканях стенок протоков.