Явления разрастания соединительной ткани и пролиферации желчных протоков, сопровождающиеся возникновением клеточковых инфильтратов, можно рассматривать как билиарный цирроз.
Цирротический процесс в наших случаях или захватывал единичные дольки, обычно вблизи более крупных желчных протоков, или же распространялся на всю паренхиму печени. Тогда разрастающаяся соединительная ткань с клеточковыми скоплениями образует широкую сеть, в петлях которой оказываются печеночные дольки в различных стадиях атрофии. Особенно сильно цирроз и атрофия выражены вблизи краев печени. Изменения более крупных желчных протоков, в которых находятся паразиты, могут быть неоднородны.
Мы видим в некоторых случаях сравнительно небольшие протоки, выстланные высоким эпителием, в просвете которых находится небольшое количество гомогенной или зернисто-глыбчатой массы с незначительным количеством лейкоцитов и паразитов. Особых изменений в эпителии протока не имеется, особенно если ширина паразита заметно меньше диаметра протока. В других случаях заметна вызываемая давлением паразитов атрофия эпителия. На большей или меньшей части стенки протока эпителий становится более уплощенным, протоплазма более интенсивно окрашена, гемогенизирована, ядра темные, часто сморщенные. Затем мы находим более крупные, растянутые протоки, в которых просвет чрезвычайно увеличен, содержит, помимо паразитов, множество отторгнутых эпителиальных клеток и аморфную массу продуктов распада.
В таких растянутых протоках, несмотря на их величину, мы видим не только низкий кубический эпителий, но и совершенно плоский эпителий, представляющийся иногда двух- или трехрядным. Эпителий желез, заложенных в стенке такого протока, также резко атрофирован; утолщенный соединительнотканный слой стенки почти не имеет клеточковых инфильтратов. Небезынтересно заметить, что в одном из таких протоков я наблюдал паразита на срезе, проходившем через брюшную присоску, и что в полость присоски была захвачена часть эпителиальной стенки с соединительнотканной основой.