Фейрли (1924) при лечении шистозоматоза коз наблюдал исчезновение яиц, а серологическая реакция продолжала быть положительной, вскрытие показало наличие одних лишь самцов или же сильное преобладание самцов: самки, как более лабильные, погибали в первую очередь от лечения.
Фейрли и Вильямс (1927) имели дело с пациентами, дававшими положительную серологическую реакцию при отсутствии яиц в фекалиях, но в то же время имевших определенные патологические симптомы. Они предполагают, что последние относятся за счет токсического эффекта, оказываемого самцами, которые в то же время обусловили и положительную иммунологическую реакцию. О патологических явлениях, вызываемых одними самцами, говорит и Фауст (1927). Равным образом и Джерджс (Girges, 1929) устанавливает, что при египетской спленомегалии, когда не обнаруживались яйца, на вскрытии обнаруживались только самцы.
Вполне естественно, что при таком положении вещей иммунологические реакции при шистозоматозе уже с давних пор (с 1909 г.) привлекали внимание исследователей. Особое внимание изучению вопросов диагностики шистозоматоза проявлено англичанами и американцами за время второй империалистической войны, когда их экспедиционные войска, оперировавшие в зонах распространения шистозоматозов, стали подвергаться опасности заражения и заражались в действительности этими трематодными заболеваниями.
Из предлагавшихся иммунологических реакции мы рассмотрим следующие:
1) аллергическую внутрикожную реакцию;
2) реакцию связывания комплемента;
3) реакцию преципитации;
4) реакцию флокуляции.
Ввиду того что предлагались различные варианты антигенов то для одной из этих реакций, то для другой, а эти антигены в значительной степени применимы при всех иммунологических реакциях, мы вначале рассмотрим отдельно вопрос об антигенах.