Ряд авторов при заражении морских свинок S. spindale получали только самцов (Листон и Сопаркар, 1918 и др.).
Фэйрли, Мэкки и Ясудасан (1930) заразили морских свинок S. spindale с принятием предосторожностей, во избежание получения инвазии одним полом. И все же все морские свинки оказались заражены самцами.
Они этот факт объясняют определенными факторами (влияние хозяина), действующими угнетающе на развитие самок, и потому последние погибли раньше, еще до завершения своего развития. Одних лишь самцов Sch. haematobium обнаруживал у морских свинок и Бэкли (1946).
Майер и Пифано (1942) также находили только самцов Sch. mansoni у мышей. От одной мыши, вскрытой через 5 месяцев после заражения, обнаружены только самцы и обызвествленные яйца без самок.
Различная устойчивость самцов и самок шистозом наблюдается уже в ранних стадиях развития в моллюске. Фауст (1927) наблюдал, что в сухое время года развиваются преимущественно (или исключительно) церкарии-самцы. Это явление экспериментально подтвердил Пифано (1948).
Большая устойчивость самцов шистозом отмечается также по отношению к химиотерапевтическим препаратам (опыты Фейрли с соавт., 1930, с S. spindale). Это правило о большей устойчивости самцов к воздействию иммунологических и химиотерапевтических факторов отмечается и на нематодах.
Различные «штаммы» у шистозом. Ряд авторов единодушно установили, что мыши являются наиболее подходящими хозяевами для Sch. mansoni. Однако Майер и Пифано (1942) отмечают, что у мышей очень редко появляются яйца Sch. mansoni при заражении их «штаммом» из Венецуэлы. Остерлин (1935, цит. по Mayer a. Pifano, 1942) находил яйца шистозом у мышей, заражавшихся западноафриканским «штаммом», и считает последний для мышей более «вирулентным».