В литературе имеются сообщения о чрезвычайной длительности шистозомной инвазии.
У пациентов, выехавших из эндемичных очагов и, следовательно, не имевших возможности вновь заразиться, зарегистрировано выделение жизнеспособных яиц S. haematobium в течение 29 лет и в течение 19 лет — S. mansoni. Но такой срок жизни шистозом едва ли можно считать правилом. Как правило, шистоматоз тянется годами и через 3—5—10 лет переходит в позднюю хроническую стадию, когда происходят регенеративные процессы и большая часть шистозом и их яиц погибает. Надо полагать, что срок жизнедеятельности шистозом зависит от вида хозяина (характера хозяино-паразитных отношений), его природной и приобретенной устойчивости и реактивности, от условии его жизни и питания, а также от интенсивности инвазии.
S. mansoni в мышах живет довольно долго. Шуберт (1948) пишет, что самоизлечение не наступает по крайней мере в течение первых 36 недель; Мур, Нолле и Мелени (1949) у одной мыши наблюдали выделение яиц в течение 1 года и 2 недель и считают, что инвазия у них длится до конца жизни, равно как и в хомяках (Cricetus auratus).
Крэм (1947) у экспериментально зараженной обезьяны (Maeacus rhesus) наблюдала выделение яиц в течение 3% лет.
Бильхарциеллины у птиц, согласно существующим наблюдениям, живут недолго, в течение нескольких месяцев. При заражении канарейки трихобильхарцией (Т. ocellata) стали выделяться яйца, но вскоре их выделение прекратилось. При вскрытии обнаруживались лишь самцы; яиц в кишечной стенке также не найдено (Мэк Мэллен с соавт.). Это указывает па то, что инвазия в данном случае весьма кратковременная и что в первую очередь погибают самки (что согласуется с наблюдениями различных авторов по другим шистозоматидам).