По исследованиям Хэнтера с соавт. (1949), при двукратном заражении 36 белых мышей Sch. japonicum не было видимой реакции со стороны кожи.
Но у пяти из этих мышей обнаруживалась кожная реакция при заражении церкариями птичьих шистозоматид. При заражении 13 кроликов птичьими шистозоматидами лишь у одного кролика наблюдалась кожная реакция, а при вторичном заражении через 1—5 дней — еще у трех животных. Примерно через один месяц пять из этих кроликов были подвергнуты заражению церкариями Sch. japonicum, но видимой реакции не последовало. У пяти других кроликов из той же серии, зараженных церкариями птичьих шистозоматид, во всех случаях отмечена значительная реакция. Два контрольных кролика, подвергнутые первичному заражению церкариями птичьих шистозом, дали более слабую реакцию.
Лейпер (1918) и Портер (1933) сообщают, что церкарии Sch. haematobium вызывают раздражение кожи у детей, но даже при повторном заражении наблюдаются лишь формирования папул.
Барлоу (1936) описал кожные поражения у человека, вызванные Sch. haematobium и Sch. mansoni. Блэк (1945) описывает кожные поражения у пациентов, вызванные Sch. haematobium. Случай самозаражения Sch. haematobium, описанный Барлоу и Мелени (1949),демонстрирует пример дерматита, вызванного Sch. haematobium с образованием папул.
Альмейда (1945), а также Райт и Робертс (1944) описывают кожные поражения, вызванные Sch. mansoni. Церкарии последней вызывают у сенсибилизированных лиц генерализованную уртикарию. В Венецуэле в некоторых эндемичных районах шистозоматоза Мэнсона часто наблюдаются шистозоматидные дерматиты, имеющие даже особое местное название («пика-пика»).