Лихорадочное состояние может наблюдаться непосредственно после внедрения и распространения церкариев по организму, а также и при хроническом шистозоматозе, в случае недостаточности печени и невозможности детоксикации, либо в тех случаях, когда кишечные поражения привели к внедрению микробов в кровь (Опитц — Opitz, 1941).
Лихорадка чаще наблюдается у детей. Раннюю лихорадку, могущую симулировать тифоидное состояние Опитц наблюдал в 21%, позднюю — в 78%.
При отсутствии каких-либо специфических явлений, пациенты жалуются на упадок энергии и на снижение веса, похудание.
Тканевая реакция на присутствующие яйца приводит к обильным инфильтратам, утолщению стенки кишечника; развиваются абсцессы, открывающиеся в просвет кишечника и выделяющие гной, слизь и яйца. Воспалительный процесс со стороны брюшины приводит к фиброзным разращениям. Патологический процесс разыгрывается главным образом в толстой кишке. Яйца могут заноситься в печень, легкие, стенку желудка, почки, мозг и другие ткани и органы, где они и вызывают воспалительные явления, абсцессы и псевдотуберкулы.
Яйца шистозом в червеобразном отростке могут вызвать явления аппендицита (Торрес, 1940; Карлил, 1942; Беша — Boecha, 1946).
В последний период болезни наблюдается пролиферация ткани и восстановительные процессы. По всему кишечнику можно видеть образование папиллом. Нередко развивается спленомегалия, цирроз печени и асцит. Гельфанд (Gelfand, 1942) пишет, что поздняя стадия болезни может наступить через 10—30 лет после заражения. Цирроз может не развиваться в течение многих лет. Ему может предшествовать преходящая желтуха. Смерть может наступить от портального тромбоза, рака печени, холемии, кровотечений, пневмонии.
По основному синдрому некоторые авторы (в Венецуэле) делят шистозоматоз на гепато-интестинальную, гепато-спленическую, кишечную и асимптомную формы.