Лейпер (Leiper, 1917) был поражен отсутствием диких крыс по некоторым каналам Египта, где наблюдалась сильная поражаемость шистозоматозом мочеполовым и Мэнсона.
Он высказал предположение, что эти животные были истреблены этой болезнью. Брумпт отмечает, что эта гипотеза может быть правильной в отношении mansoni, которая дает смертельные поражения крыс, но не в отношении S. haematobium, которой они плохо заражаются даже в молодом возрасте (Коустои, 1918—1919; Инграм, 1924, по Брумпту, 1928).
Большая поражаемость различных млекопитающих S. mansoni (в экспериментальных условиях) побудила Брумпта (1928) высказать предположение о существовании викарных хозяев этого паразита в природе. А в отношении S. japonicum тот же автор полагает, что человек является лишь случайным хозяином. Однако для такого вывода в настоящее время еще нет достаточных оснований.
На основании фактического материала, полученного в результате лабораторных и полевых исследований, можно придти к заключению, что в распространении японского шистозоматоза могут иметь определенное значение различные домашние и дикие млекопитающие. Но значение диких животных в эпидемиологии шистозоматозов, вызываемых S. haematobium и S. mansoni, пока еще не доказано, хотя у некоторых из них (мышей, хомяков, ежей) и получено экспериментальное заражение.