Гермафродитных самцов шистозом (S. mansoni) описывают также Шорт (Short, 1948) и Гоннерт (Gonnert, 1949).
При введении самцов в того же хозяина, у которого были лишь самки, последние продолжают приостановившееся развитие и завершают его. Чтобы установить, в какой стадии развития самок добавление самцов стимулирует его завершение, Мур, Иолле и Мелени (1949) заражали мужскими церкариями S. mansoni мышей, инвазированных за одиннадцать недель до этого женскими церкариями. Эти мыши вскрывались через каждые две недели. Развития самок не наблюдалось в течение пяти недель после добавления мужских церкариев; к этому времени некоторые самцы уже достигли зрелости. Но через последующие полторы недели все особи, как самцы, так и самки, были зрелыми.
В контрольной группе, заражавшейся одновременно мужскими и женскими церкариями, некоторые самки оказались зрелыми через пять с половиной недель, а спустя еще полторы недели все самки достигли половой зрелости. В другой серии опытов те же авторы пытались стимулировать половое развитие самок путем: 1) впрыскивания взвеси высушенных самцов, 2) впрыскивания тестостерона (!), 3) имплантации живых зрелых самцов в брюшную полость мышей, содержащих только самок. Ни в одном случае не наблюдалось развития самок до половой зрелости. Отсюда авторы делают вывод, что самки S. mansoni для полного развития требуют тесного контакта с самцами.
Опыт скрещивания шистозоматид. Фогель пытался скрещивать различные виды человеческих шистозом. Они копулировали и продуцировали яйца, причем всегда морфология последних определялась видом самок. Яйца для дальнейших экспериментов удавалось получить только от двух комбинаций: самок S. japonicum с самцами S. mansoni, и паоборот. Для опытов их скрещивания служили мыши и хомяки.