Если считать, что животные весною выходят на пастбище не вполне освобожденными от фасциол и, следовательно, тотчас начинается инвазирование внешней среды яйцами фасциол, то на данном месте новая инвазия может стать опасной для дефинитивных хозяев не ранее чем через 2 месяца.
По истечении этого срока животные должны быть перегнаны с территории, представляющей возможности для развития фасциол, на новые участки, которые равным образом должны использоваться не более 2 месяцев, если они будут признаны неблагополучными по заселению прудовиками. Таким образом, если вся территория хозяйства является благоприятной для обитания прудовиков, в течение пастбищного сезона понадобится 3—4 сменных участка, на которые в данном году животные возвращаться не должны.
Такое мероприятие даст возможность использовать и неблагополучные по фасциолезу территории. При этом необходимо, однако, учитывать следующее:
1. При использовании такой системы возможно заражение животных адолескариями от перезимовавших моллюсков.
2. При смене пастбищных территорий возможно инвазирование неиспользованных участков с помощью течения воды (при наличии текучих водоемов) и потоками воды после дождей. Учитывая это, мы считаем целесообразным последовательное использование участков не по направлению течения ручейков, а против течения. В некоторой степени возможен также механический занос прудовиков (в том числе и зараженных) на новую территорию самими животными (с грязью на ногах). Это обстоятельство целесообразно учитывать при перегоне скота на новую территорию.
3. Смена выпасов должна рассматриваться как мероприятие подсобное в общей системе профилактических воздействий. Смена выпасов сильно ограничит возможность заражения и тем самым увеличит эффективность других мер по борьбе с фасциолезом.
4. Мы полагаем, что заражение фасциолезом возможно также с водой из таких водоемов, где имеются гнездования прудовиков. Поэтому водопой из болот, мелких прудов и т. п. должен быть категорически запрещен. Целесообразнее всего поение производить из колодцев и благоустроенных колод или из рек с текучей водой и глубоких прудов с незаболоченными берегами. В случае отсутствия таких водоемов и невозможности устройства колодцев в достаточном количестве, питьевую воду необходимо подвозить. Место водопоя необходимо содержать в полном порядке, принимая меры против образования возле них луж, заболоченности,—в противном случае можно создать искусственный очаг фасциолеза возле водопоя, что и наблюдается нередко в практике.
5. Возможность инвазирования фасциолезом с сеном также должна быть учтена при проведении мероприятий. В данном случае мы можем использовать сравнительно слабую устойчивость адолескариев к высыханию: известно, что при хорошем высушивании в течение 3—4 недель адолескарии почти все, а при более длительном высыхании поголовно все погибают. Отсюда нам необходимо сделать такой вывод: сено с заболоченных участков может утилизироваться в качестве корма, но должно подвергаться тщательному высушиванию в течение не менее 1—2 месяцев; в первые зимние месяцы лучше скармливать сено с сухих участков, а сено с заболоченных территорий давать во вторую половину зимы, чтобы тем самым получить больше гарантий в гибели адолескариев.
Свежей травой с заболоченных мест, во избежание заражения фасциолезом, нельзя кормить животных; в случае крайней необходимости в этом следует траву скашивать возможно выше, так как адолескарии гнездятся больше у прикорневых частей растений.