Естественно, что ангиогельминты должны считаться филогенетически более древней группой, чем пневмогельминты, а последние имеют старшинство по сравнению с вторичными энтерогельминтами».
Следовательно, в своей эволюции нематоды первоначально паразитировали в кишечнике, затем постепенно приспосабливались к другим местам обитания.
Очевидно, это правило вполне соответствует и эволюции трематод, из которых относительно более древними являются формы, паразитирующие в кишечнике.
Эволюция биогельминтов, по-видимому, шла в сторону увеличения количества хозяев, так как это способствовало и сохранению вида в процессе естественного отбора, и более широкому расселению их, хотя, "...биологическая специализация их могла происходить не только по линии прогрессивного увеличения числа их, но и по руслу вторичного выпадения отдельных звеньев" (Скрябин, 1940).
Как видно, это замечание К. И. Скрябина тоже исходит из факта увеличения числа хозяев в процессе эволюции и расселения гельминтов. Отсюда можно считать, что двухозяйные гельминты являются более древними формами по сравнению с треххозяйными паразитами той же группы.
Наконец, нужно указать на зависимость происхождения паразитов и, в частности, гельминтов от класса, к которому принадлежат его окончательные хозяева, а последние, по мнению Лоосса (1892), Клауса (Klaus, 1889), Монье (Moniez, 1880), Мордвилко (1908), Киршенблата (1937) и др., являются первичными хозяевами паразитов; причем Кир-шенблат для решения этого вопроса пытается использовать правила Фурмана (Fuhrmann, 1908), согласно которому у филогенетически близких позвоночных обитают филогенетически близкие друг другу паразиты и что паразитические черви обладают большей избирательностью к окончательным хозяевам.