Значение планулы неясно. Она может рекапитулировать паренхимеллу. В этом случае дифференцировка клеток планулы происходит с существенной гетерохронией — их разнообразие не меньше, чем у полипа [Chia-Fu-Shiang Crowford, 1977].
Это, кстати, затрудняет выведение паренхимеллы из неотенической планулы (цитологически паренхимелла, по смыслу самого понятия, должна быть примитивной). Планула может рекапитулировать и целэнтерического предка. Отсутствие у нее архэнтерона в этом случае — чисто эмбриологический феномен. Способность эктодермы планул к микрофагии в любом случае — рекапитуляция древнего способа питания. Несомненно, что планулы (при любом их понимании) совмещают филогенетически разновозрастные черты.
Актинула может быть рекапитуляцией гастреады с перистомальными щупальцеобразными неподвижными выростами, служащими для направления пищи в рот с помощью работы жгутиков. Так улавливают нанопланктон некоторые актинии. Сходный способ, с развитием приводящих ко рту ресничных полосок, широко использовался иглокожими. Отсутствие актинулы в онтогенезе конкретных книдарий может быть как первичным (в эволюции эта форм-стадия не обязательна), так и вторичным.
В чрезвычайно спорном вопросе, какая из форм первична для книдарий, полип или медуза [Беклемишев, 1964; Hyman, 1940; Федотов, 1966], вследствие ранее сказанного следует предпочесть пелагическую форму. Это не значит, что она должна была быть похожа на медузу. Скорее всего, она плавала ресничным движением, имела аборальный орган и перистомальные выросты небольшой длины (что отличает ее и от медузы, и от полипа).
В целом ряд форм-стадий онтогенеза книдарий является анаболическим, но не у всех групп он полон. Этот путь эволюции завершился давно (медузам почти миллиард лет). Дальнейшая эволюция шла через идиоадаптации. При этом разные форм-стадии онтогенеза могли претерпевать независимые изменения [Morton, 1957].