Основным возбудителем стрептокароза уток является Streptocara crassicauda.
Эпизоология. Основываясь на данных биологии возбудителя стрептокароза, приходится считать, что заражение уток этим гельминтозом происходит только в тех водоемах, в которых имеются промежуточные хозяева — бокоплавы Gammarus lacustris. Последние обитают в пресноводных водоемах (озерах, прудах, реках). Распространение бокоплавов в водоеме зависит от состава грунта, кислородного режима, корма. В водоемах они обычно держатся у берегов, среди растительности, где имеется большое количество кислорода и продуктов питания. В этих местах находятся в большом количестве и яйца стрептокар. В водоемах бокоплавы живут продолжительное время — до двух лет. Некоторая часть бокоплавов перезимовывает дважды.
Водоемы, в которых летом выпасались зараженные стрептокарозом утки, к весне будущего года могут содержать гаммарусов, инвазированных личинками стрептокар. Утки, поедая бокоплавов и рыб, заражаются стрептокарозом и через 3 недели выделяют большое количество яиц нематод. В это время происходит пополнение водоемов бокоплавами нового поколения и через 20 дней после выхода молодняка на воду появляется массовое заболевание стрептокарозом. Следовательно, летом при контакте рачков-бокоплавов с утками инвазия быстро нарастает; зимой же при отсутствии связи между ними заражения не происходит, в результате чего инвазия идет на убыль. Утки, заразившиеся летом, к зиме постепенно освобождаются от стрептокар, что связано с коротким сроком развития этих нематод в организме птицы.
Источником заражения водоемов могут явиться дикие водоплавающие птицы — дефинитивные хозяева стрептокар, перелетающие с одного водоема на другой, а также утки, приобретенные из неблагополучных по стрептокарозу хозяйств и не подвергнутые дегельминтизации перед выпуском их на водоемы.
Во время весеннего половодья зараженные гаммарусы иногда попадают в благополучный водоем, где создают возможности заражения уток.
Гаркави доказал, что рыбы также могут служить источником заражения уток стрептокарозом. Обследованные им рыбы — гольяны — были инвазированы до 71,5%, а караси — на 22,3% личинками этой нематоды. Интенсивность инвазии гольянов доходила до 38 личинок, в среднем 7,5 личинки; количество личинок в одном карасе колебалось от 1 до 3, в среднем 1,5 личинки.