Xозяин: водяная крыса (Hydromys chrysogaster).
Место обнаружения: Южная Австралия.
Cosmocephalus asturls Yorke et Maplestone, 1926 (по Йорку и Мэплстону, 1926)
a — головной конец дорзально; б — головной конец латерально; е — задний конец самца
Описание вида (по Джонсону и Маусон, 1952). Самки до 12,2 мм длины; самцы 10,1 мм. Канатики, которые ограничивают приподнятые участки кутикулы, достигают 0,04 мм длины (от головного конца); они не так четко образуют петлю, как у некоторых других видов этого рода. Фаринкс 0,1 мм длины, 0,009 мм ширины. Цервикальные сосочки расположены на расстоянии 0,33—0,38 мм от головного конца. Шейные сосочки — трехвершинные у обоих полов, за исключением одного исследованного экземпляра, у которого меньшая вершина оказалась двойной. Предыдущие размеры относились к обоим полам. Кутикула от головы цервикальных сосочков сильно кольчатая.
Среди исследованного материала было несколько, по-видимому, вполне половозрелых нематод, у которых кутикула переднего конца тела была незначительно кольчатой. У них положение цервикальных сосочков по отношению к длине канатиков было совершенно другим; канатики достигали 0,21 мм, цервикальные сосочки находились в 0,5 мм от головного конца. Кажется, что у этих форм по какой-то причине, возможно, от возраста или от физиологических различий в реакции на фиксирование,- кутикула и наружные кутикулярные структуры вместе с ней не сократились в длину.
Cosmocephalus australiensis Johnston et Mawson, 1952 (по Джонсону и Маусон, 1952)
a — головной конец взрослой особи; б — головной конец молодого экземпляра длиной 6,3 мм; в — головной конец молодого экземпляра длиной 3,4 дик; г — хвостовой конец самца
Вульва находится в третьей четверти длины тела. Яйца 0,040 X 0,029 мм.-Задний конец самца свернут в спираль; имеется четыре пары преанальных и пять пар постанальных сосочков; спикулы 0,57 и 0,11 мм длины; более короткая спикула — широкая, с тупым кончиком под прямым; углом по отношению к стержню спикулы; более длинная — игловидная, с щитковидным окончанием, которое может находиться на одной линии со стержнем спикулы или загибаться назад.
Вместе со взрослыми нематодами было несколько особей предположительно того же самого вида на различных стадиях развития. Поскольку ни одна из них не имела шиповатого хвоста, типичного для личинок акуариид, по-видимому, эти нематоды были молодыми взрослыми особями. У них отмечен начинающийся рост кутикулярных придатков, типичный для этого рода.
Самая меньшая из них имела 2,5 мм длины, фаринкс 0,070 мм длины, почти такой же, как у взрослых, тогда как канатики простирались только на 0,030 мм от переднего конца тела. У других экземпляров-канатики были длиннее; у червя длиной 6,3 мм фаринкс был 0,090 мм длиной, и канатики простирались на 0,090 мм от головного конца. У экземпляров с очень короткими канатиками каждый цервикальный сосочек представлял собой простой выступ, не сильно хитинизированный. У особей с «наполовину выросшими» канатиками (0,090 мм длины) цервикальные сосочки были двухвершинными. Самый короткий червь, у которого сосочки были трехвершинными, был самец, 7,1 мм длиной.
Самые короткие экземпляры, пол которых удавалось установить, были самки. У экземпляра длиной 3,8 мм были различимы яичники, вагина и вульва. Последняя расположена в 2,2 мм от головы. Самый маленький экземпляр, у которого были различимы хвостовые сосочки, имел 4,4 мм длины, и у него были признаки зарождающихся спикул. У всех дифференцирующихся в половом отношении молодых экземпляров канатики имели одинаковую с фаринксом длину или были длиннее его, а цервикальные сосочки были двухвершинные, не простые.
В связи с этим ростом канатиков и цервикальных сосочков, можно упомянуть работу Шабо (1950) о жизненном цикле Synhimantus spinulatus (Desportesius spinulatus), Джонсон и Маусон не нашли никаких сообщений об обнаружении взрослых Cosmocephalus у млекопитающих, хотя Чендлер (1942) сообщает о Synhimantus longigutturatus из Procyon lotor, но при этом он заключает, что это было случайное заражение. Пища австралийской водяной крысы состоит из раков (Cherax destructor) и различной рыбы, которые могли содержать личиночную стадию птичьего паразита.
Джонсон и Маусон вскрыли десять водяных крыс из Торренса и Нижнего Мюррея, и ни в одном случае не было обнаружено никаких остатков птиц в пищеварительном тракте. Этот факт, а также то, что С. australiensis были обнаружены в активном состоянии у нескольких водяных крыс из различных местностей и в разное время между 1938 и 1951 гг., позволил им заключить, что случайное заражение маловероятно. Единственный известный вид этого рода из австралийских птиц —С. jaenschi Johnston et Mawsom, 1941 — из той же самой местности, что и описываемые здесь экземпляры, но эти виды различаются между собой пропорциями длины канатиков и фаринкса.