Очень разнообразна программа картографирования растительности с конструктивными целями. Частично об этом говорилось в предыдущих главах.
Касаться всех задач, стоящих перед картографией растительности и относящихся к сельскому хозяйству (особенно пастбищ и луговых угодий, а также мелиоративных земельных фондов), к инженерным аспектам строительства, в том числе промышленного, к изысканию растительных ресурсов и ко многим-многим другим, мы не имеем возможности, но обратим внимание на вопрос, который в настоящее время во многих местах приобретает первостепенное значение,— на роль геоботанической картографии в борьбе за охрану среды обитания.
Сейчас стало ясно, что проблема защиты биосферы должна осуществляться не только в локальном и региональном, но и в планетарном аспектах. Планетарные ситуации во многом играют в указанном отношении направляющую роль. В связи с этим возникает необходимость в картах растительности прежде всего той части географической оболочки, которая представлена геохорами с наземной жизнью, т. е. континентов. На такой карте должны быть показаны подгруппы формаций, а в ее легенде они подчиняются группам и классам формаций, фратриям классов формаций и типам растительности. В порядке международного сотрудничества при активном участии советских ботаников возможно создать такую карту в короткий срок. Ее реально составить и издать в нашей стране, привлекая для консультации иностранных специалистов, знающих растительность своих стран. Показ на геоботанической карте мира подклассов формаций обеспечит довольно дробный для всех материков показ растительности. При этом должен быть строго соблюден географо-генетический принцип. Карта должна отражать также и воздействие человека на растительный покров.
На карте растительности мира мы имеем в виду показ, разумеется, только планетарных аспектов воздействия человека. Причем параллельно необходимы соответствующие эксперименты. Например, мы далеко не полностью знаем о возможности использования растительного покрова для изучения распространения аэрозолей. Проблема «Растительность как индикатор качественного и количественного загрязнения воздуха» может быть решена экспериментально и зафиксирована картографически. Многие другие виды воздействия человека на растительность тоже принимают глобальные масштабы и должны быть отражены на карте всех материков.