Аллювиальным равнинам в европейской части СССР свойственны свои зональные закономерности. В тундровой зоне на них господствуют низинные гипново-осоковые болота, в тайге — сосновые леса и сфагновые болота, в зоне широколиственных лесов — широколиственно-сосновые леса и черноолышаники, в степной зоне — лугово-солончаковые и солонцевато-степные формации.
При этом сосновые леса по аллювиальным равнинам местами очень далеко проникают на юг.
В котловинах Восточной Сибири в условиях континентального климата даже в таежной зоне нередко ощущается недостаток влаги, что сказывается на составе лесной растительности, а в Забайкалье приводит к развитию степных формаций (при плохом дренаже — солончаковых комплексов). В более северных районах при плоском рельефе котловин и недостаточном дренаже наблюдается переувлажнение грунтов и развитие болот и заболоченных лесов эвтрофного типа.
На Дальнем Востоке, где господствует муссонный климат, существенным экологическим фактором в котловинах является термический режим грунтов — низкая их температура в течение вегетационного периода. Это способствует продвижению на юг восточно-сибирской лиственничной тайги, развивающейся в различных депрессиях, склоны которых покрыты темнохвойными и хвойно-широколиственными лесами. В подзоне северной тайги Дальнего Востока и Северо-Восточной Сибири в котловинах встречаются осоково-пушицевые сообщества, подобные тундровым кочкарникам.
Таким образом, как на аллювиальных равнинах, так и в депрессиях при движении с севера на юг хорошо просматривается зональность растительного покрова и намечаются особые варианты зональных рядов растительных формаций, отличные от таковых на плакорах. При этом в континентальных областях по котловинам в сравнении со склонами нередко дальше на север проникают южные формации, а на Дальнем Востоке (и отчасти на западе материка), где климат мягче, растительные формации более северного типа по депрессиям, достаточно обеспеченным влагой, дальше распространяются на юг.