Влияние Байкала на растительность прилегающих к нему мест представляет собой давнишнюю ботанико-географическую проблему.
В отношении растительности прибрежной полосы в котловине Байкала интересное решение вопроса было предложено В. Н. Сукачевым и Г. И. Поплавской (1914), обратившими внимание на инверсии растительности, связанные с охлаждающим воздействием водных масс на побережье озера. В дальнейшем Л. Н. Тюлиной (1949 и др.), Л. И. Малышевым (1960 и др.) и другими исследователями были обнаружены иные проявления влияния Байкала на растительность прилегающих к нему мест. Все установленные особенности тем не менее имеют узколокальный характер и находят отражение лишь на крупно- и отчасти на среднемасштабных геоботанических картах.
На рассматриваемой карте Забайкалья отчетливо выступает влияние Байкала на растительность макрорегионального ранга, обусловленное тем, что озеро делает более умеренным климат прилегающих к нему с востока хребтов. На растительности, испытывающей при этом воздействие многих других факторов, на разных отрезках макроприбайкальской полосы данное обстоятельство сказывается по-разному. В частности, в хамардабанском Прибайкалье — в целом области господства темнохвойных лесов урало-сибирской фратрии, последние в порядке вертикальной поясности сменяются подгольцовым комплексом с участием восточноазиатских сообществ ерника Миддендорфа (Betula middendorffii) и кедрового стланика (Pinus pumila).
В этом ряду вертикальной поясности в условиях, которые создаются здесь под непосредственным влиянием Байкала, сочетаются западные и восточные компоненты, экологически близкие по отношению к режиму влажности и умеренности климата. Иначе влияет озеро на пространства севернее низовьев Селенги и до Баргузинского хребта. На этом отрезке горные цепи в полосе, примыкающей к Байкалу, покрыты растительностью, в которой доминируют ангаридские формации с господством сосново-лиственничных сообществ, а темнохвойные леса южносибирского типа имеют лишь островное распространение и представлены кедровыми и смешанными темнохвойными насаждениями.
Сосново-лиственничные леса чаще характеризуются подлеском из даурского рододендрона и относятся к ассоциациям данной группы с оптимальными доказателями развития в том смысле, как это определялось выше. В более северной части прибайкальского пояса (на Баргузинском хребте) усиливается позиция темно-хвойных лесов, но даже в высокогорной области все еще сказывается влияние Байкала, смягчая общую континенталыюсть климата, в результате чего распространение получают альпинотипные луговины, а растительный покров отличается другими особенностями.