Выполненные первоначально авторские эскизы тем не менее в совокупности не покрывали всей территории Забайкалья. Кроме того, они не были вполне согласованными друг с другом.
Согласование этих макетов, интерполяция картографической и литературной геоботанической информации на менее обследованные территории, а также вся другая, уже строго картосоставительская работа (согласование с топографической основой, уточнение границ контуров и многое другое) была проведена В. М. Кротовой под нашим общим руководством при постоянной консультации всех составителей карты. В этой работе приняли участие и инженеры-картографы. Карту растительности в процессе составления тщательно согласовывали с другими картами «Атласа Забайкалья», в особенности с гипсометрической, почвенной и картой лесов.
В процессе картосоставительской работы окончательно оформилась структура легенды, работа над которой велась более года. Основных подразделений легенды (показаны на карте красочно-штриховыми обозначениями)— 55. Они в большей или меньшей мере соответствуют группам растительных ассоциаций и их объединениям, представление о которых для этих мест начало складываться после основополагающих фитоценологических исследований В. Н. Сукачева (1912а, б; 1913) в тайге и степях Забайкалья.
Как подразделения растительности они нередко под различными названиями были описаны многими исследователями растительности Восточной Сибири. Во всяком случае эти подразделения представляют собой интеграцию групп ассоциаций по структурному признаку и лишь иногда до объема формации. Вполне естественно, что они не занимают сплошь обозначенного ими контура, а только типичны для него и в ареале, показанном па карте, сочетаются с различными серийными и другими группировками. Ввиду того, что это первая карта, на которой строго соблюден региональный принцип, мы приводим полностью ее легенду.
I. САЯНО-ЮЖНОЗАБАЙКАЛЬСКИЕ (ЮЖНОСИБИРСКИЕ) ФОРМАЦИИ
А. Горно-тундровые и альпинотипные
Несомкнутые группировки (Saussurea pricei, Seneclo turczaninovii, Smelovskia aspleniifolia) среди каменистых россыпей на гольцах южносибирского типа.
Горные мохово-лишайниковые (Aulacomnium iurgidum, Alectoria ochroleuca, Cetraria cucullata), кустарниковые (Betula rotundifolia, Rhododendron parvifolium, Salix glauca) и другие тундры на гольцах южносибирского типа.
Горные тундры в сочетании с альпинотипными луговинами.
Дриадовые (Dryas oxyodonta, D. punctata) подушечники.
Горные кобрезиевые (Cobresia bellardii, С. simpliciuscula с участием Ptilagrostis mongholica) луга.
Горные луга (Saussurea latifolia, Aconitum czekanouckyi, Trollius sp. sp.) в сочетании с зарослями кустарников (Betula rotundifolia; Salix sp. sp.).
Б. Горно-таежные
Лиственничные (Larix sibirica) и кедровые (Pinus Sibirica) подгольцовые редколесья.
Лиственничные (Larix sibirica) кустарниковые Rhododendron parvifolium, Betula rotundifolia) и кустарничковые леса горных склонов.
Лиственничные (Larix sibirica) мохово-кустарничковые и рододендровые (Rhododendron dahuricum, Rh. ledebourii) леса.
Лиственнично(Larix sibirica)-кедровые (Pinus sibirica) ii лиственнично-багульниковые (Ledum palustre) леса.
Кедровые (Pinus sibirica) леса частью с сибирской лиственницей.
Горные темнохвойные (ель, кедр, пихта) леса местами с господством пихты (Abies sibirica).
Горно-долинные елово-лиственничные (Larix sibirica) леса в сочетании с травяными болотами и ерниками (Betula humilis).
Сосновые (Pinus silvestris) и лиственннчно(Larix sibirica)-сосновые травяной (Pulsatilla flavescens, Anemone crinita, Carex peduneulifera)-кустарниковые леса.
Сосновые (Pinus silvestris) остепненные леса в сочетании с мелкорослыми осинниками (Populus tremula).
В. Горно-таежные в сочетании с горно-степными
Лиственничные (Larix sibirica) травяные (Pulsatilla flavescens) леса местами в сочетании со степными формациями.
Сосновые (Pinus silvestris) травяно-кустарниковые остепненные леса в сочетании со степными формациями.
II. СЕВЕРОЗАБАЙКАЛЬСКИЕ (АНГАРИДСКИЕ) ФОРМАЦИИ
А. Горно-тундровые и альпинотипные
Несомкнутые группировки (Cassiope ericoides, Empetrum nigrum, Salix cuneata) среди каменистых россыпей на гольцах северозабайкальского тина. Местами с нивальными луговинами (Aquilegia glandulosa, Doronicum altaicum, Dracocephalurn grandiflorum, Viola altaica).
Горные мохово-лишайниковые тундры (Rhododendron aureum, Cassiope ericoides, Betula exilis) на гольцах северозабайкальского типа.
Б. Горно-тундровые в сочетании с горно-таежными
Заросли кедровника (Pinus pumila) с редкими лиственницами (Larix clahurica) и другими древесными породами (в том числе Betula ermanii) местами в сочетании с горными тундрами.
Горные луга (Geranium albiflorum, Pedicularis incarnata, Veratrum lobelianum) в сочетании с зарослями кедровника (Pinus pumila), ерника (Betula middendorffii) и других кустарников.
В. Горно-таежные
Лиственничные (Larix dahurica) частью редкостойные леса, преимущественно с подлеском из кедровника (Pinus pumila).
Лиственничные (Larix dahurica) леса и редколесья преимущественно с подлеском из ерников (Betula middendorffii, В. exilis).
Среднегорпые лиственничные (Larix dahurica) леса с ярусом из багульника (Ledum palustre) на дренированных грунтах.
Горные лиственничные (Larix dahurica) леса преимущественно с подлеском из рододендрона (Rhododendron dahuricum).
Горные лиственнично-сосновые (Pinus silvestris) леса преимущественно с подлеском из рододендрона (Rhododendron dahuricum).
Сосновые (Pinus silvestris) леса с примесью кедра (Pinus sibirica) и лиственницы (Larix dahurica) с кустарничковым покровом.
Лиственничные (Larix dahurica) моховые леса с багульником (Ledum palustre) на заболоченных грунтах.
Лиственничные (Larix dahurica) заболоченные леса с подлеском из ерника (Betula middendorffii, В. fruticosa) в сочетании с зарослями ерников и травяно-моховыми болотами (выровненные пространства Витимского плоскогорья).
Лиственничные (Larix dahurica) травяно-моховые заболоченные (мезотрофные) леса котловин.
Лиственничные (Larix dahurica) травяно-сфагновые заболоченные леса (мари).
Ерниковые (Betula fruticosa) заросли с участием лиственницы (Larix dahurica) и березы (Betula platyphylla) на заболоченных грунтах в сочетании с травяными болотами и вейниковыми лугами (межгорные котловины, долины рек).
Сфагновые болота в сочетании с ерниками (Betula exilis) преимущественно на постоянно мерзлых грунтах.
Еловые (Picea obovata) редкостойные мохово-лишайниковые леса с подлеском из кедровника (Pinus pumila) и ерников (межгорные котловины).
Осоковые (Carex pseudocuraica, С. wiluica) и вейниковые (Calamagrostis langsdorffii) долинные переувлажненные луга местами в сочетании с ерниковыми и ивовыми зарослями.
Темнохвойные леса речных долин.
Луга и низинные болота в сочетании с ивовыми зарослями и топольниками на пойменных террасах.
Долинные осоковые и моховые болота.
Г. Горно-таежные (с элементами амурской подтайги) в сочетании со степными
Сосново-лиственничные (Larix dahurica) и лиственничные леса в сочетании со степными сообществами и рощами даурской березы (Betula dahurica).
Лиственничные (Larix dahurica) леса в сочетании с пижмовыми (Tanaretum sibiricum) степями и остепненно-разнотравными (Pulsatilla multifida, Bupleurum scor-zoneri folium) лугами, а также ивовыми (Salix xerophila) и ерниковыми (Betula gmelinii) зарослями.
Березовые (Betula platyphylla) леса в сочетании с пижмовыми (Tanacetum sibiricum) степями и остепненно-разнотравнымн (Pulsatilla multifida, Hemerocallis minor) лугами, а также кустарниковыми зарослями.
Березовые (Betula platyphylla, В. dahurica) травяные (Carex lanceolata, Iris uniflora, Pulsatilla miltifida) леса в полосе контакта таежных и степных формаций.
III. ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ ФОРМАЦИИ (Онон-Аргунский геоботаническпй округ и забайкальские степные котловины)
А. Степные
Тырсовые (Stipa decipiens, S. baicalensis, S. krylovii) и другие степи местами со значительным участием полыни (Artemisia frigida).
Крупнозлаковые (Stipa decipiens, Agropyrum cristatum, Aneurolepidiurn pseudoagropyrum и другие виды) полидоминантные степи:
а) с обильным участием караганы (Caragana microphylla, С. stenophylla),
б)с участием карликовой караганы (Caragana pygmaea) и в сочетании с полынными (Artemisia frigida), лапчатковыми (Potentilla acaulis), тимьянниковыми (Thymus serpyllum) и некоторыми другими сообществами.
Мелкодерновиннозлаковые (Koeleria gracilis, Cleistogenes squarrosa, Poa botryoides и другие виды) степи.
Типчаковые (Festuca lenensis) степи в сочетании с сообществами полыни (Artemisia frigida) и курильского чая (Dasiphora parvifolia).
Пижмовые (Tanacetum sibiricum) степи местами (по южным склонам) в сочетании с зарослями ильмовника (Ulmus macrocarpa) и абрикоса (Armeniaca sibirica).
Вострецовые (Aneurolepidiurn pseudoagropyrum) степи.
Б. Луговые
Низкотравные, частью полуксерофильные луга (Agrostis trinii, Сагех pediformis, Cobresia f Hi folia) в сочетании с зарослями ерника (Betula gmelinii).
Пикулышковые (Iris ensata) луга в сочетании с вострецовыми степями и солончаковыми сообществами.
Галофильные (Puccinellia tenuiflora. Hordeum macilentum, Alopecurus brachysta-chyus) луга в сочетании с зарослями ив (Salix dahurica, S. tenuifolia) и других кустарников (долины).
Лугово (Aneurolepidium pseudoagropyrum, Agrostis trinii, Carex schmidtii, Calamagrostis epigeios)- тальниково (Salix dahurica, S. tenuifolia, S. rossica)-тополевый (Populus suaveolens) ряд ассоциаций в речных долинах.
Сырые солопцеватые злаковые (Agrostis mongolica и другие виды) луга в сочетании с осочниками (Carex eneruis, С. schmidtii) и местами с кустарниками.
Тростниковые (Phragmites communis), вейниковые (Calamagrostis langsdorffii), манниковые (Glyceria spiculosa) и осоковые (Carex orthostachys) гидрофильные сообщества.