Во второй половине 40-х годов усилилось внимание к национальным и региональным атласам, а карты растительности сделались почти обязательной их принадлежностью.
За рубежом национальные атласы созданы для многих стран. В СССР им соответствуют карты в атласах союзных республик, обычно создаваемые по более широкой программе, чем зарубежные атласы. К национальным атласам по содежанию и объему информации близки наши областные и краевые атласы, в которых тоже почти всегда имеются геоботанические карты. Критический обзор многих из них опубликовала Т. И. Исаченко (1963; 1964а, 1965а, 1966, 1969, 1971, 1973). По сравнению с зарубежными советские атласы содержат большую информацию о природных условиях.
В своей совокупности карты растительности в атласах дают обширную информацию о растительности в региональном аспекте, в результате обобщения которой можно получить представление и о более значительных территориях. Приходится, к сожалению, отметить, что некоторые геоботанические карты в атласах по сути являются компиляцией (притом не всегда надежных) источников сведений о растительности. Однако большинство из них — прежде всего региональные атласы СССР,— безусловно, заслуживают внимания.
Приведем описание карты растительности Забайкалья, созданной в Институте географии Сибири и Дальнего Востока Сибирского отделения АН СССР.
Забайкалье принадлежит к числу пространств, относительно изученных в ботаническом отношении. В разные годы многие его районы подвергались флористическим и геоботаническим исследованиям. Сведения о растительности получали и при общегеографическом и краеведческом изучении отдельных местностей, а также накапливались при земле-, лесоустройстве и организации охотничьих угодий. В конечном итоге к началу 60-х годов XX в. оказался довольно обширный, хотя и не равномерно охватывающий территорию, материал, вполне характеризующий растительный покров Забайкалья, которое мы принимаем в границах Бурятской АССР и Читинской области.
Необходимость систематизировать имеющиеся данные по Забайкалью в единую ботанико-географическую композицию, безусловно, назрела. Такая сводка содержит возможность новых обобщений в области географии растительного покрова. Она должна способствовать выявлению данных, представляющих интерес для практики. Актуальность проблемы определяется также и тем, что нашим представлениям о растительности Забайкалья не хватало цельности, они были схематичны и недостаточно определенны в отношении связи с растительностью прилегающих регионов Азии.