Разговор о разнообразии подхода к построению легенды можно было бы продолжить с учетом опыта картографирования последних лет.
Опубликованы, например, проекты легенд карт растительности юга Восточной Сибири, Омской области в Западной Сибири и др. Следует назвать «Карту растительности бассейна Амура» (1969) и в особенности карту «Растительность Западно-Сибирской равнины» (1976).
Суммируя имеющийся опыт, а также собственные взгляды относительно принципов построения легенды, можно сделать вывод, что в легендах к карте мелкого и среднего масштаба необходимо указание на тип растительности в его более дробном понимании. Во всех случаях в легенде надлежит отражать отнесение картируемой растительности к соответствующей фратрии класса формаций. В особенности это важно для регионов, где сталкиваются формации разных фратрий (например, Дальний Восток, юг Восточной Сибири, Кавказ и т. д.).
Кроме того, в легенде следует указывать также географический локализованный комплекс формаций внутри фратрий класса формаций, что сближает разделение на фитоценомеры с делением на фитоценохоры. Например, ангаридская фратрия класса формаций по этому принципу делится на следующие классы формаций: центральносибирский, байкало-джугджурский и амуросахалинский. Последний соседствует с классом формаций маньчжурской фрагрии, образуя контакт ангаридской фратрии с маньчжурской. Далее должно идти перечисление картируемых групп и классов ассоциации (формации), которые в легенде, в свою очередь, объединяются в отдельные фитоценохоры (например, подгольцовые, подтаежные, южнотаежные и пр.; для образца см.: Белов, 1973). Легенда должна отражать географическое положение, что и обеспечивается двухрядным принципом классификации, а также упоминанием в ней наряду с фитоценомерами главнейших фитоценохор. Надо помнить, что с географией связана также экология и история растительности.
Легенда корреляционной геоботанической карты Азиатской России— образец табличной формы легенды (по И. И. Букс, 1976).
Номера в квадратах таблицы соответствуют номерам подразделений растительности в текстовой легенде (текстовую легенду см. : Геоботаническое картографирование 1976).
Высшие таксономические единицы для Омской области
Тип растительности |
Фратрии классов формациий |
Класс формаций |
Группы формаций |
Бореальный Степной |
Урало-Сибирская Заволжско-Казахстанская |
Обь-Иртышский Обь-Тобольский Североказахстанский |
Южнотаежные (темнохвойные леса и подчиненные им моховые болота) Подтаежные (мелколиственные леса и подчиненные им галофильные луга и травяные болота) Лугово-степные (разнотравные степи и подчиненные им галофильные луга) Типично степные (дерновинно-злаковые и подчиненные им галофильные группировки) |