Оценивая в целом достоинства, а главное, недостатки корреляционных геоботанических карт, мы должны признать, что и в доступных нам условиях и при любых масштабах они дают возможность делать определенные выводы.
Однако данные о теплообеспеченности и значения аридного индекса нужны в значительно большем числе точек, чем мы имеем сегодня. При достаточной обеспеченности географическими показателями корреляционные карты более всего оправдают себя в крупных масштабах, так как в этом случае выявится интимная связь растительности с географическими факторами. При этом желательно сопоставление с возможно большим числом факторов, а в дальнейшем и вычисление коэффициента множественной корреляции.
Несмотря на перспективность такого фактора, как сумма тепла за период дней с температурой выше 10°, сведения о нем полезно дополнять показателем длительности вегетационного периода. О последнем, видимо, наиболее целесообразно судить по данным фенологических наблюдений. Сочетание обоих показателей даст более полную картину теплообеспеченности, а также косвенно отразит и холодный период, на который приходится все время за пределами периода вегетации.
Корреляционные карты в нашем понимании — путь к экологическим картам. Иногда за последние выдают обычные геоботанические карты (см. например, Molinier, 1971), но истинному экологическому содержанию более соответствуют корреляционные геоботанические изображения, к которым надо добавить еще сведения о животном населении. С полным правом экологическими эти карты смогут называться лишь тогда, когда на них будут отражены связи растительности со всеми главнейшими (абсолютно со всеми невозможно) факторами. Разумеется, они должны охватывать биоту в целом или разделяться на ботанические и зоогеографические экологические карты. На первых порах такой путь более реален.
Во всяком случае это должны быть карты с биоцентрической направленностью. В этом их отличие от ландшафтных карт, содержащих наряду с другими компонентами природы некоторые сведения и о биоте, в том числе и о растительном покрове. На корреляционных, а впоследствии экологических картах появляются рубежи нового вида — синтетические, ограничивающие целый комплекс ботанического и зоологического содержания с влияющими на него главнейшими экологическими факторами.
Это — рубежи экосистем, приближающиеся к ландшафтным рубежам. Для мероприятий по охране среды они будут иметь особое значение, поскольку дадут непосредственные сведения об экологической среде местности. Геоботанические карты их заменить не могут, так как являются лишь индикационными в отношении окружающей среды. Даже имея в виду разное понимание термина «экология^, надо признать, что образцы подлинных экологических карт еще должны разрабатываться, хотя под таким названием публикуются карты в разных странах. С нашей точки зрения, экология — наука об экосистемах всех уровней. Последнее и должно находить отображение на экологических картах, где распределение организмов следует показывать вместе со средой, т. е. требуется показывать определенные экологические системы.
Экосистема — понятие безотносительное к пространственным размерам, ее общепризнанным таксоном является биом — широкое понятие, примерно адекватное типу растительности. Экологическими будут карты биомов, их подразделений и объединений. Понятие о биоме, однако, еще недостаточно определено и пока может иметь значение только при составлении мелкомасштабных карт.