Однако картографический метод выявления границ действен и при мелкомасштабном картографировании. На фрагменте карты растительности Новгородской и Калининской областей РСФСР в основном виден рубеж между еловыми зеленомошными лесами и еловыми неморальными сложными лесами.
По классификации В. Г. Волковой, это мозаичный тип границы со взаимным проникновением фрагментов двух сообществ на территорию друг друга. Причем зеленомошные ельники, проникающие в неморальные леса небольшими участками, составители карты показывают внемасштабным знаком, а островки неморальных ельников — небольшими контурами. По границе протягивается полоса длительнопроизводных сосняков.
Особняком стоит вопрос о зональных и подзональных границах растительности, актуальный для отечественной геоботанической картографии, которая уделяет большое внимание принципу зональности. Не затрагивая всю относящуюся к этой теме литературу, отметим только, что на практике вопрос о зональной принадлежности геомера часто решается в процессе составления карты фитоценомеров (северотаежные сосняки, среднетаежные лиственничники, подтаежные елово-липовые леса и т. п.; граница средней тайги, к примеру, определяется северной и южной границами северотаежных геомеров).
В этой связи остановимся на работе С. А. Грибовой, Т. И. Исаченко и А. С. Карпенко (1972), в которой анализируются зональные границы растительности на территории европейской части СССР. Авторы пишут о двух типах зональных и подзональных рубежей — резких и постепенных и выделяют еще в качестве особых островные границы, которые наблюдаются, например, на Приволжской возвышенности, где среди сплошного распространения широколиственной растительности встречаются участки степей. Проведенные исследования растительности разных районов Русской равнины привели авторов к интересной мысли об установлении ряда новых подзональных границ и изменении некоторых ранее известных, в частности в тундре, зоне широколиственных лесов и других местах.