Некогда казавшийся обычным вопрос о границах между двумя выделами на геоботанической карте в настоящее время несколько усложнился.
Сейчас приходится считаться с экотонами, т. е. буферными сообществами, примыкающими к основным выделам, и с континуумами, т. е. постепенным изменением некоторых картируемых единств и в ряде случаев нечетким переходом одного из них в другое. Наконец, в случае корреляционных карт, являющихся в известной мере переходными к ландшафтным, возник вопрос о совмещенных границах. Показ растительности на ландшафтных картах имеет большое практическое и познавательное значение.
Однако все упирается в принципы проведения границ растительности вообще. Это не новый вопрос в геоботанике; в нашей стране им был озабочен еще II. И. Кузнецов (1927). Однако специальному изучению и эксперименту, за исключением немногих работ (Ниценко, 1948; Трасс, 1966; Марвет, 1967, 19(58; Волкова, 1969; и др.), он почти не подвергался. Обычно же вопрос о границах обсуждается попутно с другими. Многие исследователи, в их числе, например, А. Кюхлер (Kuchler, 1974а), ищут соответствия геоботанических границ с геологическими, климатическими и другими природными рубежами и озабочены при отсутствии такового. Чаще всего последнее актуально в тех местах, где природа сильно видоизменена человеком.
Нанесение границ па тематическую, в данном случае геоботаническую, карту — ответственное дело. В прошлом это было центральной задачей составителя геоботанической карты. Теперь главное внимание сосредоточено па структуре самого выдела растительности, заключенного в определенные границы, хотя последние продолжают оставаться одним из существенных атрибутов геоботанической карты.
В 20-х годах, когда велик был авторитет Дю Рие (Du Rietz, 1921), среди геоботаников преобладало суждение о наличии резких границ между растительными сообществами. К сторонникам такой точки зрения следует отнести В. В. Алехина, В. Н. Сукачева, И. Браун-Бланке и многих других исследователей. Эта концепция уже тогда подвергалась критике (Раменский, 1915; Kylin, 1926). А истина посередине: если говорить о растительных ассоциациях, надо признать, что их разделяют наряду с резкими рубежами буферные пространства и континуумы. Если же иметь в виду фитоценомеры более высокого ранга, то между ними преобладают отчетливые границы, во всяком случае не вызывающие сомнения при показе на картах.