Все сказанное характеризует частные пространственные закономерности растительного покрова. Основной же закономерностью, которая до сих пор принимается во внимание в географии растительности, особенно советскими учеными, является зональность.
В настоящее время приходится говорить о зональности первого порядка (т. е. поясности, охватывающей земной шар) и второго порядка, проявляющейся регионально (т. е. выраженной по-своему в различных природных областях).
Что касается зональности первого порядка — поясности, то попытки дробного ее понимания были многочисленными. Начало этому положил Л. С. Берг (1938), который насчитывал в Северном полушарии 11 ландшафтных зон и полагал, что столько же их выявится на пространстве от экватора до Антарктиды. Мы не будем приводить опыты других авторов, отметим только, что все они не дали положительных результатов. Планетарная зональность чрезвычайно осложняется столь многими факторами, что может трактоваться лишь в самой обобщенной форме. Мы принимаем только три планетарных пояса: северный внетропический, тропический и южный внетропический. В конечном счете В. Шафер (1956) таким же образом обобщил флористические доминионы, а в последние годы П. Мюллер (Miiller, 1977) — области животного мира.
Пояса представляют собой определенную цельность и вместе с тем поле, на котором выявляются собственно геоботанические региональные закономерности. Поэтому стремления к более дробному делению на планетарные пояса можно считать необоснованными. К тому же в таком делении и нет надобности, ибо более дробное выражение зональности можно проследить на региональных полигонах. Рациональнее выделять в основных поясах поля, каждое из которых характеризуется проявлением своих особенностей широтной зональности. Преимущественно это будут равнины и плоскогорья, редко примыкающие друг к другу, чаще имеющие изолированное распространение.
Наибольшее право на поясное распространение планетарного порядка имеет арктическая растительность. Однако по своему положению на геоиде это скорее область, а не пояс; именно в таком качестве мы и выделяем ее. Арктическая растительность на севере граничит с водами и льдами океана, на юге ее граница не везде определенна, так как гипоарктическая (субарктическая) растительность носит уже бореальный характер, проникая и в арктическую область, и содержит арктические элементы.