Растительное сообщество — весьма динамичное целое, поэтому его строение всегда следует рассматривать на каком-то отрезке времени, в пределах которого выявляется определенный для данного сообщества распорядок — свойственный ему природный режим.
Особое внимание на последний обращал Л. Г. Раменский (1971), имевший при этом в виду совокупность режимов питания, водоснабжения и др. Составной частью режима растительного сообщества являются фенология сообщества, периодичность потребления им влаги и питательных веществ, последовательность накопления фитомассы, условия перезимования корневой и надземной массы. Режим растительного покрова связан с режимом местообитания — изменениями радиации, солевого и газового состава почвы и прочего, а также с динамикой животного населения.
Природные режимы растительных сообществ характеризуются множеством показателей, поместить которые на универсальной геоботанической карте невозможно. По этой причине возникает вопрос о создании карт «Природных режимов растительных сообществ», которые, видимо, должны относиться к разряду экологических. Некоторые показатели природных режимов, специально подобранные и имеющие интегральный характер, тем не менее могут быть показаны и на обычной крупномасштабной геоботанической карте. К ним можно отнести, например, указание на разгар цветения сообщества, с которым связаны многие другие режимные показатели.
Природные режимы выявляются в течение сезона и по годам (разногодичные вариации). Те и другие очень важны. Длительные стационарные наблюдения за природными режимами различных растительных сообществ показывают, что флористический потенциал сообщества в надземном ярусу реализуется примерно в течение 10 лет. Дело в том, что в ризосфере, особенно травяного яруса, всегда имеются подземные части особей видов, которые в определенные годы не дают надземных побегов из-за отсутствия благоприятных для них гидротермических условий, но примерно за 10-летний период разногодичные колебания природных режимов позволяют выявиться всему флористическому составу.
Это касается не только видов, играющих второстепенную роль в строении травостоя, но в некоторых случаях и растений, образующих фон сообщества. Так, в одном из сообществ Онон-Аргунской степи в порядке разногодичной изменчивости под влиянием образовавшейся наледи произошла смена преобладающих растений (бобовых и разнотравья на вейник), однако после спонтанной ликвидации наледи восстановился прежний флористический состав. Весь период трансформации все сменяющие друг друга растения присутствовали в виде корневых органов в ризосфере, поэтому, несмотря на «двуликость», данное сообщество следует рассматривать как единое.