Геоботаники неоднократно обращали внимание на значение показа некоторых элементов растительности на картах использования земель, что не всегда встречает понимание со стороны соответствующих специалистов.
В частности Д. Стемп, председатель Международной комиссии по картографированию используемых земель, явно недооценил преимущества геоботанической концепции для данного вида работ (Stamp, 1961). Соглашаясь в общем со справедливым мнением А. Н. Ракитникова (1964) о том, что карты использования земель выигрывают, если они составлены в серии, содержащей геоботанические карты, подчеркнем, что на первых тем не менее все же нужны некоторые геоботанические сведения.
На крупномасштабных картах такого, например, рода были бы весьма уместны указания на коренную спонтанную растительность, свойственную им до распашки. Этого мнения придерживаются многие специалисты в разных странах. Так, в Италии считают (Vancetti, 1972), что естественная растительность — там, где она сохранилась,— должна быть охарактеризована и с точки зрения возможностей ее использования. Актуальной задачей считается оценка естественных сенокосов и пастбищ, а также растительности бросовых земель.
Последнее важно в интересах мелиорации. К. Ванцетти указывает на необходимость разработки специальной классификации сенокосов и пастбищ для карт использования земель (цит. по: Липатова, 1973). В Мексике такие карты создаются в разных масштабах; основную роль при этом играют соответствующие государственные карты в масштабе 1 : 50 000. Для Северной Африки Французский институт научных и технических исследований заморских территорий (ORSTOM) создал серию карт использования земель (Мот 1 : 10 000 до 1 : 1000000).
Карта растительности Парижского бассейна, опознанной на телевизионном изображении (по Б. В. Виноградову, 1970).
1 — грабово-буково-зимнедубовые леса; 2 — каштаново-смешаннодубовые леса; 3— омешаннодубовые леса; 4 — буково-зимпедубовые леса с примесью ели и березы; 5 — сочетание смешаннодубовых лесов с лугами и другими сельскохозяйственными угодьями; 6 — сочетание летнедубовых лесов, насаждений сосны с лугами, пустошами и сельскохозяйственными угодьями; 7 — сочетание пойменных и низинных тополевых, ясеневых, ольховых, ивовых лесов и кустарников с травяными болотами, естественными и культурными лугами и другими сельскохозяйственными угодьями; 8 —сельскохозяйственные угодья, естественные и культурные луга, иногда пустоши; 9 — площадь городской застройки — территории, лишенные естественной растительности; 10 — мелкая кучевая облачность, маскирующая изображение растительности.