Карта перестала быть наглядным приложением к ботаническим описаниям и подтверждением правильности намеченных без ее участия выводов.
Она превратилась в материал, на основе которого делаются выводы, в источник знаний о пространственном размещении растительности. При этом появились совершенно новые возможности получения и дальнейшего использования количественных оценок растительного покрова, применения статистических методов в геоботанике. К сожалению, приходится признать, что возможности картографического метода использованы в геоботанике пока далеко не полно. Однако в этом отношении имеются несомненные перспективы.
На картографический метод возлагаются надежды в отношении решения вопроса о размерностях растительных сообществ. Во взаимной связи с последними может быть решен и вопрос о географии метаболизма сообществ.
На карте мы ясно представляем себе сочетание отдельных фитоценозов, характеризующих нечто цельное, именуемое фитоценохорой. Картирование растительности в крупном масштабе — это главнейший Метод изучения комплексов растительных сообществ, установления их качественных и количественных особенностей. Фитоценохоры только тогда доступны для всестороннего исследования, когда они показаны на карте; прежде всего это относится к определению площадей комплексов.
В последнее время приобретают большое значение прогнозные карты, которые являются заключительным документом геоботанического прогноза, конкретизируя его содержание. В то же время при прогнозировании карта необходима и как исходный документ: именно с нее начинается разработка прогноза.
Геоботаническая карта имеет особое значение в связи с практикуемым в последнее время наблюдением за растительным покровом с больших высот и расшифрованием космических аэрофотоснимков. Последние дают много нового, но настоящее научное значение приобретают, когда на их основе составляется карта соответствующего масштаба. У геоботаники, вооруженной картами, основанными на космических снимках, возникают новые точки роста, в частности в изучении растительности планетарной размерности. На таких картах выявляются особенности растительного покрова, неразличимые или очень трудно различимые в натуре, что открывает новые пути в планетарной геоботанике. Дистанционные наблюдения дают немало и для региональной геоботаники, помогая в установлении региональных рубежей (особенно фитоценохор), которые не выявляются в поле. В этом отношении геоботаническая карта, основанная на наблюдениях или фотографиях, сделанных с высоты, поистине незаменима (см.: Виноградов, 1977).