Индикация посредством растительности отдельных параметров природной среды постепенно будет заменяться прямыми физическими измерениями.
Но вместе с тем природная растительность со всей присущей ей динамичностью и чуткой реакцией на внешние воздействия навсегда сохранит значение индикатора синтеза природных явлений, мерила интеграции природных режимов и всей совокупности экологических факторов, изменяющихся от места к месту. В этом отношении индикационное значение геоботанической карты велико уже сейчас и будет усиливаться по ходу дальнейшего развития геоботаники, по мере того как связи растительности со средой получат более полное освещение и смогут выражаться в количественных показателях: объемных, весовых, энергетических.
Геоботаническая карта, дающая синтетическое представление о природной среде,— важнейший вид тематической карты, необходимость в которой ощущается в связи с задачами прогнозирования изменения природных режимов и научного обоснования преобразования природы. Возникает идея о новом виде геобота-нической карты, которая отразила бы не только структуру, но и функциональные особенности растительных сообществ. На первых картах это можно будет осуществить на основе некоторых показателей их метаболизма и сравнительных данных, полученных методом комплексной ординации.
Принципиально новыми должны быть карты растительности, входящие в серию тематических карт энергетики и метаболизма геосистем. К представлению об их структуре мы еще только подходим. Отражая продуктивность растительной массы и ее энергетический параметр, эти карты, коль скоро они геоботанические, не могут быть лишены нагрузки, характеризующей структуру растительных сообществ в ее связи со свойствами экотопа. В некоторых случаях сложное содержание таких карт практически можно передать путем помещения на основной карте дополняющих ее врезок.
В этой новой области геоботанической картографии намечаются широкие перспективы. Здесь перекрещиваются интересы геоботаника-картографа и геоботаника-экспериментатора, разрабатывающего проблемы биогеоценологии в духе идей академика В. Н. Сукачева (1962, 1967б).