Наиболее интересно направление, названное метакартографией (мы употребляем этот термин пока условно). Оно почти целиком определяет содержание тематических карт, их творческую специфику и принципиальную основу.
В этой связи в рамках общего направления очень существенна разработка вопросов отраслевых метакартографий (геоморфологической, геоботанической, экологической и др.) как стройной системы знаний, проникнутой методами и идеями информатики. Между тем многие вопросы этого плана разрешены или разрабатываются.
В ежегоднике «Геоботаническое картографирование» вопросы геоботанической метакартографии, хотя они так и не именуются,— одни из основных в его программах. Опыт показал, что геоботаникам, даже тем, кто составил не одну карту растительности, без сотрудничества с картографами решать такие вопросы очень трудно. Это, несомненно, относится и к другим видам отраслевого тематического картографирования, нуждающимся в своей метакартографии как законченной логической концепции.
А. Ф. Асланикашвили, рассматривая основные проблемы метакартографии, определяет картографирование как особый вид моделирования: карта — модель пространства и отдельных его особенностей. «Картография,— пишет автор, — имеет общую теорию, которая не только связывает ее отдельные традиционные разделы в единую логико-методологическую систему» (1974), но и находит место для самой картографии в общей классификации наук.
Деление карт на общегеографические и тематические, которого мы придерживаемся, удобно, но уже теряет актуальность. Во всяком случае, не одно оно должно быть положено в основу картографии в современном ее понимании, т. е. как части информатики. Принадлежность к последней значительно повышает интерес к теоретическим аспектам, особенно относящимся к проблемам «Карта как средство коммуникации» и «Карта как логическая система». Это и расширяющаяся сфера применения карт привели к попыткам утвердить новые, методологического значения, разделы картографии — картологию, теоретическую картографию и метакартографию. К сожалению, термин «метакартография», который мы употребляли, ссылаясь на определенных авторов, неудобен, так как трактуется по-разному.