Brachythecium dovrense (Limpr.) Schljak.; Шляк., Нов. бриофл. СССР, 221.— В. glaciale var. dovrense Limpr.— В. reflexum var. dovrense Loeske; C. Jens., Skand. Bladmossfl., 427.
Единственное известное до сих пор местонахождение вида в пределах СССР: (1) Юкспор, средняя часть северо-западного склона, по каменистой ложбине, на камнях с тонким слоем мелкозема, № 1846 20.VII 1948 (с раскрытыми спорогонами).
Общее распространение. Скандинавия (Норвегия, Кнудсхё в Доврефьелле), Средняя Европа (Альпы, кантон Валлис, на высоте 2500 м над ур. м., Юра; но И. Подперой — Podpera, 1954, р. 613 — для Средней Европы не указывается).
Примечание. Если, как указывал Леске (Loeske, 1909, р. 329—331), нельзя согласиться с Лимприхтом (Limpricht, 1896), описавшим этот очень редкий мох как разновидность В. glaciate, от которого он резко отличается признаками спорофита, то нельзя принять и трактовку этого вида Леске, который рассматривает его как крайнюю форму В. reflexum. Хотя "var. dovrense" во многих отношениях стоит ближе к последнему виду, чем к первому (не выемчатые, более низкие бородавочки на ножке, характер клеточной сети экзотеция, узко окаймленные зубцы перистома и др.), все же она отличается от В. reflexum целым рядом далеко не маловажных, устойчивых признаков. Прежде всего, совершенно не характерна даже для крайних форм В. reflexum сильная ложковидная вогнутость листьев как стеблевых, так и веточных, свойственная нашему мху; специфична форма листовой пластинки: она из широко яйцевидного основания довольно быстро сужена в короткую, часто притупленную верхушку. Из остальных признаков гаметофита, отличающих В. dovrense от В. reflexum, следует упомянуть: характер жилки, которая у В. dovrense оканчивается внезапно перед верхушкой листа, вверху часто изогнута, с очень коротким или более длинным ответвлением; затем клеточную сеть из более толстостенных, богатых хлоропластами клеток и постоянно отогнутый в основании край листа, сближающий наш мох с В. glaciate (что, наряду с формой листа, по-видимому, и побудило Лимприхта отнести этот мох к последнему виду). Различия в признаках гаметофита сопровождаются и различиями в строении и форме органов воспроизведения и покровных листьев: более короткие и широкие, быстро суженные перихециальные листья, слабо наклоненная, почти широко яйцевидная коробочка, сильно суженная под устьем, несколько более рыхлая клеточная сеть экзотеция (клетки шириною в среднем 24—26 /л против 20—24 нм у В. reflexum), при несколько более тонких стенках, чем у последнего, более крупные споры (15—21 нм против наибольшей величины 18—19 нм у В. reflexum). Устойчивым признаком, по-видимому, является и изогнутость ножки, внизу, по Лимприхту,— S-образной, у наших образцов даже змеевидно-искривленной. Весь этот комплекс различий заставляет, при нашем понимании вида, выделить этот мох в качестве самостоятельного вида.
Наряду с указанными различиями в морфологии и анатомии В. reflexum и В. dovrense, следует отметить и различия между ними в биологии и в распространении. В. reflexum — обычный вид в Хибинах, встречающийся как на стволах деревьев, так и на почве, преимущественно на мелкоземе, заходя на камни, на которых дает нежные рыхлые дерновинки, тогда как В. dovrense встречен нами лишь в одном месте на камнях, где он образует плотные коврики, не наблюдаемые в подобных условиях у В. reflexum. Интерес представляет ареал этого вида. В отличие от широко распространенного, в особенности на севере и в горах, В. reflexum, он известен лишь из единичных местонахождений в горных районах Европы.