Чрезвычайно интересно было бы установить связь между видовым составом мохового покрова и составом пород, на которых он развивается, особенно в отношении апатита.
Однако, как указывала О. Ф. Газе (1936), установить такую связь не удается. Даже в отношении извести, надежными показателями которой считаются некоторые виды мхов, дело обстоит не так просто: некоторые „облигатные кальцефилы" (известколюбы) встречаются вместе с „почти кальцефобами" (например, Tortella tortuosa с Amphidium Mougeotii илиЛ. lapponicum), то есть, по-видимому, могут встречаться на породах с небольшим содержанием извести. К тому же нередко видовой состав мхов обусловливается не составом породы, на которой они развиваются, а составом вод, которыми они увлажняются, следовательно, сказываются вышележащие, может быть, глубинные породы. В результате установить связь тех или иных видов с горными породами оказывается затруднительным. Наконец, следует подчеркнуть, что влияние пород уменьшается с увеличением почвенного слоя или слоя мелкозема. Правда, некоторые виды, как, например, Dicranum spadiceum, характерны для почв, развивающихся на грунтах, подстилаемых породами с содержанием извести. Однако они отнюдь не являются надежными индикаторами извести (например, тот же D. spadiceum нами был встречен в верещатнике, наряду с такими видами, как Polytrichum juniperinum, P. piliferum, Dicranum conges-tum, где трудно предполагать наличие извести).
Более надежными показателями присутствия извести являются, по-видимому, некоторые болотные мхи. К ним относятся, прежде всего, виды Cratoneurum, в особенности С. filicinum, С. commutatum, С. decipiens, затем Drepanocladus intermedius, Cinclidium stygium, Campylium protensum. Эти виды характерны для мест распространения известковистых грунтов, в других же местах если и встречаются, то в ничтожных количествах.
Остановимся на вопросе зарастания каменистого субстрата. Этому вопросу в значительной мере посвящена работа О. Ф. Газе (1936), в которой она, в частности, приводит данные о заселении валунов.