По более сухим, хорошо прогреваемым, крутым каменистым склонам нередко встречаются участки своеобразной ассоциации субальпийского кустарниково-травяного березняка (Betuletum frutlcoso-herbosum subalpinum), характеризующиеся значительной ролью кустарников: кустарниковой формы осины (Populus tremula L.), Sorbus glabrata Hedl., Cotoneaster cinnabarina Juz., Rosa cinnamomea L. и богатым по числу видов травяно-кустарничковым ярусом, нередко с участием специфических, редких в Хибинах видов (см. Мишкин, 1953).
Для мохового покрова здесь характерны в разных соотношениях Dicranum brevifolium, Abietinella abietina, Heterocladium dimorphum, Pseudoleskea incurvata, Syntrichia norvegica, реже S. ruralis и Tortella tortuosa. Все эти виды произрастают главным образом на тонком слое почвы. На камнях почти без почвы, лишь с очень тонким слоем мелкозема, обильно развит Racomitrium microcarpon с примесью Andreaea rupestris.
Близкой к березовым криволесьям и субальпийским березнякам формацией является формация березового субальпийского редколесья (Sparse-Betuleta).
Из ассоциаций этой формации отметим, прежде всего, ассоциации лишайниковых березовых редколесий (Sparse-Betuleta lichenosa), встречающиеся по сухим местам, почти исключительно на моренных отложениях, часто на повышениях мезорельефа в корытообразных долинах рек. Мхи в них в небольшом количестве, с преобладанием Polytrichum juniperinum или Pleurozium Schreberi и с примесью Dicranum congestum, иногда Polytrichum affine.