Некоторые из дошедших до нас древних специфичных для осетровых гельминтов, по-видимому, не только были географически широко распространены, но и паразитировали у большого круга рыб, обитающих в свое время в одних биоценозах с аципензеридами.
Известно, что при вымирании основных хозяев некоторые паразиты переходят на других — близких в эколого-физиологическом отношении. Вероятно, кое-какие из дошедших до наших времен гельминтов осетровых рыб в качестве облигатных хозяев в далеком геологическом прошлом имели совершенно другие, возможно, вымершие группы рыб. По-видимому, некоторые древние группы гельминтов современных видов осетровых были когда-то значительно богаче видами.
Осетровые были широко представлены в ихтиофауне моря Тетис и морского водоема, существовавшего на месте современных Великих озер Северной Америки еще до отделения их от Атлантического и Тихого океанов. В то время уже в эпоху мела и начала третичного периода, вероятно, осетровые были инвазированы некоторыми наиболее древними из дошедших до нас гельминтами: Paradiclybothriumpacificum, Diclybothrium armatum, Nitzschia sturionis, Amphilina foliacea, A. japonica, Acrolichanus auriculatus, Cyclozone acipenserina, Cystoopsis acipenseris. В течение миоцена постепенно происходило сокращение моря Тетис и отделение его сначала от Тихого океана, а позже от Атлантики. С этой теорией согласуется предположение С. С. Шульмана (1954а) о более древнем обособлении тихоокеанской фауны гельминтов осетровых от западной, присущей аципензеридам водоемов Азии, Европы и восточных районов Северной Америки (Paradiclybothrium pacificum).
Образовавшееся в верхнем миоцене Сарматское море сначала было соленым. Постепенно, к началу плиоцена, сокращались размеры, моря, происходил процесс опреснения его и разделения на большое число крупных и мелких солоноватоводных и пресных водоемов. В этот же геологический период происходило формирование речной системы Северной Америки, Европы, Азии. В опресненных водах образовавшихся бассейнов происходил процесс сокращения ареалов представителей осетровых рыб и их гельминтов.
Одни формы вымирали, наиболее пластичные приспосабливались к новым условиям существования. У многих из сохранившихся гельминтов, в том числе и паразитирующих у осетровых рыб, сокращались циклы развития и за счет вымерших промежуточных хозяев. В Понто-Каспийских водоемах, по-видимому, выжила часть тех форм, у которых был прямой путь развития (Nitzschia sturionis, Diclybothrium armatum) или главным образом через одного промежуточного хозяина. И только незначительная часть морских гельминтов вместе с промежуточными и окончательными хозяевами приспособилась к жизни с резкими колебаниями солености.