Гельминтофауна отдельных видов пресноводных или проходных осетровых, обитающих в одном водоеме, по своему составу близка друг к другу.
У туводных осетровых сходство в гельминтофауне выражено более четко. Это следствие того, что у отдельных видов пресноводных осетровых, стерляди и сибирского осетра Оби, Иртыша и Енисея, места нагула (галечно-каменистые и песчано-галечные грунты в глубинной части реки) и компоненты пищи (Меньшиков, 1936; Хохлова, 1955; Грезе, 1957) аналогичны.
В условиях моря отдельные виды проходных осетровых нагуливаются в своих излюбленных местах обитания и спектры питания у них, при определенном сходстве, различаются более отчетливо. Так, например, В. А. Догель, Б. Е. Быховский (1939) отмечали у белуги и шипа Каспия по сравнению с другими видами осетровых этого бассейна более морской характер паразитофауны, выражающийся в больших количественных показателях инвазии морскими видами гельминтов. По данным И. А. Пискунова (1965), эти два вида рыб предпочитают более глубинные с большей соленостью места нагула, в отличие от севрюги и осетра, которые придерживаются мелководных участков моря.
Места обитания, естественно, определяют во многом и состав пищи — преобладание морских беспозвоночных и рыб у первых двух видов и пресноводных — у других осетровых. При этом у осетра и севрюги более разнообразная по составу пища, что обусловливает у них большое число видов гельминтов. В свою очередь, в пищевом рационе осетра и севрюги имеются различия, несмотря на большое совпадение мест нагула. Осетр больше севрюги «привязан» ко дну и питается главным образом бентосом.
Севрюга тоже роется в грунте, но чаще держится над дном и довольно интенсивно питается придонными рыбами и ракообразными (Брискина, 1947; Пискунов, 1965). У осетра пища более богата по составу. На севере Каспия осетр поедает синдесмию, нереис, различных ракообразных (краб, гаммариды, морской таракан, речной рак, корофиды), а также кильку, бычков. Севрюга в основном ограничивается нереисом и корофмой. В разные сезоны и годы качественный и количественный состав пищи меняется, но во всех случаях наблюдается у осетра большое различие пищи (Тарвердиева, 1965).
В прямой связи с этим находится более богатый видовой состав гельминтофауны осетра. В Каспийском море у осетра зарегистрировано 35 видов гельминтов, у севрюги 19 видов. Это в основном касается неспецифичных гельминтов для осетровых рыб. Состав специфичной фауны аципензерид у всех представителей проходных осетровых из одного водоема, например Каспия, одинаков. Это результат исторически сложившихся хозяинно-паразитарных связей у этой группы рыб.