Расщепление щита сколопендры на склериты
Геймонс и его последователи представляют себе этот процесс так: от тергального щита отщепляются части — склериты, которые меняют свое тергальное положение на плейральное.
Но как объяснить расщепление тергального щита? Геймонс ссылается на воздействие на щит мускулатуры; однако примеры, на которые ссылается Геймонс, не подтверждают его предположения. Процесс расщепления щита на склериты и их переход в положение плейральных склеритов Геймонсом прослежен не был; он и не мог быть прослеженным, так как исследование Геймонса ограничивается эмбриональным развитием сколопендры, между тем как склеротизация покрова и перестройка склеризованного скелета происходит в период постэмбрионального развития сколопендры, и даже не на первых возрастах личиночного развития, на которых кутикулярный покров сохраняет первоначальную нежность и одно-слойность.
В связи с этим возникает вопрос, как же это Геймонс, который ссылается лишь на эмбриональное развитие сколопендры, судит о щитах и плейрах, которых у зародышей сколопендры вообще еще нет, которые формируются лишь в последующий, постэмбриональный период развития? Объясняется это тем, что Геймонс рассматривает не склеризованные части покрова, а те участки эктодермы зародыша, которые он принимает за зачатки щитов и плейр. Геймонс сам сообщает о том, что склеризованный покров появляется лишь в постэмбриональный период развития сколопендры (Heymons, 1901) и что если в первую кутикулярную оболочку зародыш и облекается еще в яйце, то эта кутикула еще нежная, однослойная, какой она остается и на следующем возрасте, который Геймонс также называет эмбриональным, хотя он наступает уже по вылуплении личинки из яйца. Оба этих возраста лишены склеризованного покрова, следовательно, на этих возрастах нет ни щитов, ни плейр, ни границ тех и других. Нет склеротизации покрова и на следующем возрасте личинки (fetus), когда молодь впервые начинает передвигаться. Характерная для полно развитого покрова трехслойность кутикулы, т. е. ее состав из эпи-, экзо- и эндокутикулы, появляется лишь с наступлением возрастов adolescens, которые не затронуты исследованием Геймонса.
Если, таким образом, Геймонс имел дело не со щитами и перепончатыми плейрами со склеритами, а лишь с зачатками щитов и плейр, возникает вопрос, правильно ли определял Геймонс эти зачатки щитов и плейр, не принимал ли он за зачатки щитов зачатки иного назначения? Сомнения в правильности определения зачатков возбуждает то, что участки покрова, которые Геймонс принимает за «зачатки тергита и стернита», появляются необычайно рано и могут быть истолкованы как зачатки иного органа, как это явствует из последующего рассмотрения.