Наружный скелет и мускулатура сколопендр
Моей дальнейшей задачей служит выяснение вопроса, в какой зависимости друг от друга находятся наружный скелет и мускулатура.
Обычно принимается такого рода зависимость, что мускулатура вызывает расчленение наружного скелета (это допускает, как мы видели выше, и Геймонс). В этом случае мускулатура должна стоять в определенном топографическом соотношении с частями наружного скелета, которое доказывало бы ее влияние на расчленение последнего; далее, если такая зависимость между мускулатурой и скелетом действительно имеет место, то и перемещение точек прикрепления мышц должно соответствующим образом отразиться на расчленении наружного скелета.
С другой стороны, можно допустить, что расчленение скелета может вызвать соответствующее распадение на тяжи мускулатуры; это влияние скелета на мускулатуру должно сказаться опять-таки в группировке точек прикрепления мышечных тяжей соответственно склеритам; естественно, что дальнейшее расчленение наружного скелета должно повлечь за собой и расчленение мускулатуры; процесс же слияния частей скелета будет способствовать слиянию мышечных тяжей, их исчезновению или перемещению точек прикрепления с поверхности одного склерита на поверхность другого. Для решения данных вопросов Chilopoda по их положению в ряду Atelocerata получают особое значение: здесь мы можем ожидать как первобытных черт строения, так и последующей дифференцировки мускулатуры.
В настоящей статье я ограничусь лишь дорзальной продольной мускулатурой и рассмотрю ее соотношение с частями тергитов. Дорзальная мускулатура Chilopoda затрагивалась двумя авторами, однако довольно поверхностно и лишь с точки зрения определенного вопроса: в расчленении мускулатуры они искали решения вопроса о сегментации туловища. Оба они исходят из того положения, что точки прикрепления продольной дорзальной мускулатуры должны быть расположены по определенным поперечным линиям, которые должны совпадать с границами сегментов.