Происхождении частей сегмента скколопендры
Посмотрим же, что дадут нам для решения вопроса о происхождении частей сегмента данные сравнительной анатомии.
В решении этого вопроса сколопендра, которая избрана мной основным объектом исследования как представитель Chilopoda, является особенно интересным объектом; можно считать общепризнанным, что Chilopoda среди ныне живущих Atelocerata — носители наиболее примитивных черт строения. Если принять это во внимание, особое значение получает тот факт, что именно Chilopoda, в частности Chilopoda epimorpha, которых, по моему мнению, следует считать формами относительно более примитивно организованными, чем Chilopoda anamorpha, являются обладателями значительно развитых и хорошо расчлененных pleura.
Как на признак первобытности Chilopoda epimorpha, укажу на особенность в строении мускулатуры туловища: у сколопендр плейральная мускулатура, образующая по сторонам под pleura непрерывный слой, общим своим залеганием и направлением своих воколон ясно обнаруживает свое происхождение от слоя кольцевой мускулатуры, именно: здесь у сколопендр мы находим доказательство происхождения плейральной мускулатуры Atelocerata от кольцевой мускулатуры Chaetopoda. Сохранение кольцевой мускулатуры у сколопендр именно под pleura позволяет наличие богато развитых pleura считать первобытной чертой Строения. С другой стороны, кольцевая мускулатура исчезла под непарным отделом тергита и ближайшей к нему частью парного бокового отдела тергита, но она сохранилась под краевой частью парного отдела тергита, подтверждая, таким образом, происхождение бокового участка тергита от pleurum. То же самое прослеживается и на мускулатуре боковых участков sterna.
Как указано выше, роль главной причины, вызвавшей расчленение тергита на три части, Геймонс приписывает обилию желтка в развивающемся зародыше; вторую, менее существенную, причину он видит в «симметрическом расположении мест прикрепления мускулатуры». Автор, однако, ограничивается этим общим указанием, не разъясняя, прикрепление какой именно мускулатуры он имеет при этом в виду.
Как будет показано далее, известную роль в изменении тергита действительно следует приписать мускулатуре, но эта роль иная, чем та, которую предполагает Геймонс: мускулатура не вызвала появления продольных швов, а лишь способствовала в известных случаях их выпрямлению; это с несомненностью нам доказывает сравнительное изучение тергитов и стернитов сколопендр.