Эволюция наружных половых придатков насекомых
С развитием летательного аппарата и связанной с этим перестройкой мускулатуры грудных сегментов грудь насекомых окончательно становится локомоторным отделом, принимающим на себя все функции движения. Этому отделу груди у насекомых противополагается задний отдел (брюшко), лишившийся своей локомоторной функции.
В сохранении и дальнейшей перестройке брюшка большое значение имело развитие пищеварительной и половой системы, которое осуществлено именно в этом заднем отделе тела.
В этой связи особый интерес представляет процесс исторического развития мужского и женского наружного полового аппарата насекомых.
Морфологии наружного полового. аппарата насекомых Э. Г. Беккер посвятил четыре работы. Как уже сказано, до 20-х годов среди зоологов было широко распространено мнение, что наружный половой аппарат насекомых, как у самок, так и у самцов, представляет собой «новообразование», или «кожные выросты». Так утверждают в своих работах такие авторитетнейшие исследователи, как Геймонс и Цандер.
На материале двух групп насекомых — щетинохвосток и перепончатокрылых Э. Г. Беккер доказал, что как яйцеклад и жало самок, так и парамеры самцов гомодинамны грудным ножкам, т. е. являются измененными сегментальными конечностями. В противоположность упомянутым выше авторам, базировавшимся на развитии, Беккер построил свои доказательства на сравнительно-анатомических данных. Приведенный им на материале щетинохвосток гомодинамный ряд — от ходильных грудных ножек через рудименты первых абдоминальных сегментов к элементам 8-го и 9-го сегментов брюшка, образующих яйцеклад и парамеры,— убедителен. Сравнивая далее эти органы тизанур с жалом и парамерами перепончатокрылых, а также прямокрылых, Э. Г. Беккер указал на их полную гомологию. Интересно, что в том же томе трудов Зоологического института, где напечатана его работа, была опубликована и статья И. И. Ежикова, разбиравшего тот же вопрос, но на чисто эмбриологическом материале. Оба автора, не сговариваясь, разными путями пришли к одним и тем же выводам. Казалось бы, что этих двух исследований достаточно для признания этой теории, но Э. Г. Беккер с присущей ему осторожностью и дальновидностью заявлял, что высказанные им взгляды «завоюют себе полное признание в науке, когда весь относящийся к данному вопросу конкретный материал получит соответствующее научное освещение». Он продолжал разрабатывать эту проблему, давал своим ученикам темы по морфологии наружного полового аппарата разных групп насекомых, а несколько позже сам изучил половой аппарат прямокрылых. И именно этот поток исследований привел к тому, что старые, ошибочные представления сейчас почти уже никем из зоологов не разделяются. Правильным оказался вывод, вытекавший из работ Э. Г. Беккера и его учеников, о том, что эволюция конечностей брюшка насекомых шла в двух направлениях: одни из них подверглись редукции, другие преобразовались в наружные половые придатки.
Таковы основные положения теории морфологической эволюции трахейнодышащих, к которым на основании своих тщательных и глубоко продуманных исследований пришел Э. Г. Беккер. Развитие этих положений легко можно найти в соответствующих статьях, публикуемых в данной книге. Убедительность приведенных доказательств происхождения трахеат от аннелидообразнога предка, независимо от ракообразных и трилобитов, велика. В настоящее время для создания какой-либо другой гипотезы потребуется привести новые факты, которые смогли бы поколебать, стройную и убедительную теорию, подкрепленную также и эмбриологическими материалами, изложенными таким осторожным и блестящим исследователем, как П. П. Иванов. Нам хочется верить, что эта небольшая статья поможет читателю в изучении трудов нашего учителя, незабвенной памяти которого мы посвящаем, этот очерк.