Летательный аппарат насекомых
Основываясь на строении и функции грудных сегментов, всех Pterygota можно сгруппировать в три отдела.
Первый отдел, за которым нужно сохранить название Palaeoptera Мартынова, составляют Odonata: у них при мощном развитии плейр спинки грудных сегментов развиты относительно слабо и в полете функционально не участвуют. Крыловой механизм слагается из аксиллярного аппарата и плейр с их мускулатурой (прямой и летательной).
Второй отдел, который можно назвать Mesoptera Беккера, специфичен по состоянию летательного и дыхательного аппаратов; в его состав входят только Ephemeroptera. У них среднеспинка и ее мускулатура в образовании летательного аппарата не участвуют. В состав летательного аппарата входят субаларный склерит плейры со своей мускулатурой (прямой летательной) и аксиллярныи аппарат.
К третьему отделу относятся все прочие Pterygota, т. е. Neoptera Мартынова. У них продольная и дорзовептральная мускулатура спинки служит основной летательной мускулатурой, благодаря посредничеству аксиллярного аппарата, более мощно развитого. Участие плейрального скелета и плейральной (прямой) мускулатуры в полете становится второстепенным.
То, что преобразование органа — предшественника крыла — в летательный аппарат было связано со сменой этим органом своей первоначальной функции, раскрывается на примерах онтогенетического развития крыла. Так, на первой фазе нимфального развития (II—IV возрасты) кузнечика Tettigonia viridissima L. формирующиеся зачатки крыльев не имеют никакого отношения к полету и выполняют исходную функцию — опорную для мышц ножек. В этом случае роль зачатка крыла полностью подчинена ножке. На второй фазе развития (V—VI возрасты) ими начинает осуществляться полет, но пока еще в очень примитивной форме — планирование без колебательных движений. В этот период между крылом и ножкой устанавливаются новые связи. Основную функцию движения выполняют прыгательные ножки, а роль крыльев сводится к удлинению скачка. Лишь с развитием имагинальной фазы и приобретением ими типичного для взрослых прямокрылых положения, крылья становятся «локомоторным аппаратом, действующим как двигатель, но и в этом случае требующим от ножек положить начало движению».