pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Эволюционные процессы, таксономическая структура флоры и фауны

Эволюционные процессы, таксономическая структура флоры и фауны

 

Внутривидовое разнообразие, проявляющееся в полиморфизме, экологической дифференциации, реализуется в микроэволюционных процессах, в образовании подвидов, полувидов, симпатрических уклоняющихся форм, комплексов, которые в таксономическом аспекте приобретают статус надвидов (superspecies).


Ранее мы уже высказывали мысль, что удельный вес в фауне и флоре надвидов (при условии трактовки этой категории не только в чисто таксономическом, Л.C. Степанян, 1983, но и в более широком биологическом смысле, с учетом экологических и эволюционных критериев) увеличивается в высоких широтах на фоне снижения таксономического разнообразия (Chernov, 1995). Этот вопрос безусловно заслуживает более глубокого анализа.

Уже упоминавшийся арктический голец (Salvelinus alpinus) дает яркий пример компенсации низкого видового богатства рыбного населения посредством популяционного полиморфизма и интенсивных микроэволюционных процессов. Этот чрезвычайно пластичный вид лососей способен к обитанию в самых суровых высокоширотных условиях, в том числе в зоне полярных пустынь, где остается единственным пресноводным видом рыб, но при этом формирует разные трофоценотические звенья. Для него используется название S. alpinus complex, в который входит множество симпатрических и аллопатрических эколого-морфологических форм, подвидов, которым часто придается статус самостоятельных видов.

 

В водоемах Таймыра по мнению ряда авторов гольцы представлены примерно 5 видами, из которых 3 - эндемики этого полуострова, а также несколькими формами с неопределенным таксономическим статусом (Савваитова, 1989; Павлов, Савваитова, ред., 1999; Черешнев, 2002). Но и по поводу признаваемых видов высказывались сомнения относительно их статуса. В водоемах Камчатки и Корякин отмечается 6 видов гольцов, из которых 4 - эндемики этой территории (Черешнев, 2002). Обращают внимание чрезвычайно сильная морфологическая дифференциация форм гольцов и очевидные существенные различия их положения в биоценозе, в трофо-ценотических звеньях. Так, «глубоководный» голец, или «пучеглазка», внешне совершенно не похож на типичных гольцов. Он отличается не только весьма своеобразным строением, но и поведением, характером движения, питанием (Савваитова, 1989, Павлов, Савваитова, ред., 1999; наши наблюдения).

 

Весьма своеобразна морфология считающихся самостоятельными видами гольца Дрягина (Salvelinus drjagini), обитающего в оз. Таймыр, боганидской палии (S. boganidae), имеющей разорванный ареал. Внешний вид и набор морфометрических признаков этих форм, пожалуй, соответствуют более чем видовому уровню различий. Вероятно, в состав комплекса S. alpinus входят как типичные подвиды, так и полувиды, и в таксономическом смысле его следует считать надвидом (superspecies). Не исключено, что некоторые формы гольцов, описанные в качестве самостоятельных видов, в частности обитающие в озерах Таймыра, на самом деле являются экотипами, адаптивными внутривидовыми формами, модификациями S. alpinus.