pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Закономерные изменения соотношений показателей хорологических категорий биоты разных масштабов

Закономерные изменения соотношений показателей хорологических категорий биоты разных масштабов

 

В пределах зонального сообщества на площади 1 м2 фиксируется до 50, а на 1 дм2 - до 25 видов. Н.В. Матвеева (1998) отмечает, что подобные факты до сих пор остаются не объясненными.

Пожалуй, ясно лишь то, что повышение видовой плотности, относительных и, что особенно важно, абсолютных (число видов на единице площади) показателей богатства конкретных сообществ и таксоценов на фоне снижения общего таксономического разнообразия флоры (или фауны) не может быть объяснено уменьшением размеров организма (эти тенденции прослеживаются, например, в комплексе микроартропод, который во всех природных зонах включает организмы примерно одного размера).

 

Лишь при использовании очень малых проб подобные различия можно объяснить размерами растений, которые минимальны в арктической тундре. Но при использовании больших площадок, например более 1000 м2, размер растений не может иметь существенного значения. Очевидна тенденция повышения концентрации относительно большей части видов в конкретных сообществах, в которых и происходят реальные ценотические взаимодействия. Иными словами, налицо в определенном смысле возмещение снижения видового богатства флоры. В связи с этим можно полагать, что при формировании конкретных сообществ действуют определенные синэкологические и популяционные механизмы восполнения падения видового и адаптивного (приспособительные типы, жизненные формы) разнообразия биоты.

 

Природа этих явлений пока не ясна. Ведь вид как таковой по отношению к биоценотическим структурам - явление случайное (Чернов, 1971), и сообществу в принципе «безразлично» число видов само по себе, сколько из них, один или несколько, выполняют данную экосистемную функцию. Но все же от числа «исполнителей» зависит «качество» того или иного процесса. Например, качество гумуса при высоком уровне разнообразия беспозвоночных сапрофагов - разрушителей растительных остатков гораздо лучше, чем при низком (Чернова и др., 1989).

Выявляются вполне закономерные изменения соотношений показателей хорологических категорий биоты разных масштабов - в природной зоне, физико-географической области, ландшафтном профиле, которому соответствуют категории гамма-разнообразия (Whittaker, 1977) и конкретной, в смысле Толмачева (1931, 1986) и в нашем понимании (Чернов, 1975а), флоры или фауны. Так, на территории Русской равнины число видов дождевых червей на плакорах, т.е. в собственно зональных сообществах, максимально в полосе широколиственных лесов. В тайге и сухой степи количество видов, обитающих на плакорах, сокращается. Вместе с тем в некоторых интразональных частях ландшафта группировки дождевых червей весьма разнообразны. В результате широтные изменения богатства конкретных фаун относительно невелики (Чернов, 1975а).